Д. Вазари (1511 — 1574)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Джорджо Вазари жил в переломное время. Кончалась эпоха Ренессанса. На смену ей в общественной жизни Италии шла контрреформация, с изощренной и сложной культурой, внешним, но придирчивым следованием религиозным догматам. Цельное гуманистическое сознание ренессансного человека вытесняется сомнениями и конформизмом. Вазари был истинным сыном этой эпохи, но он чувствовал и глубокую связь с делом предшественников, ответственность перед историей. На его глазах завершалась грандиозная эпоха в истории человеческой культуры. Уже обсуждалась возможность уничтожения фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, как нехристианских, противоречащих канонам. Уже венецианского живописца Паоло Веронезе пытались привлечь к суду инквизиции за вольное обращение со священными сюжетами. В таких условиях и писалась Вазари прославившая в веках его имя книга «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Она стала как бы памятником мастерам итальянского Ренессанса.
Естественно, что мы не вправе требовать от Вазари научных объективных оценок.
В книге Вазари легенды, изустные предания порой подменяют реальные факты. Но это вовсе не подрывает доверия к ней историков культуры итальянского Ренессанса. Для широких же кругов любителей искусства она сохраняет и привлекательность литературного произведения. Каждая из биографий читается как яркая увлекательная новелла, при том, что Вазари сообщает и массу, казалось бы, рассеивающих внимание читателя, чисто профессиональных сведений.
Впервые книга Вазари увидела свет в 1550 году; через 18 лет — в 1568 году — она появилась в расширенном варианте, украшенная гравированными портретами художников и автора книги и с тех пор переведена на большинство европейских языков.
Вазари считался современниками крупным художником и зодчим. Его учителем был Б. Бандинелли, но на формирование стиля работ художника более значительное влияние оказали произведения Микеланджело. Вазари основное внимание уделял декоративно-монументальной живописи. Из его монументальных работ известны росписи в зале Павла III во дворце Канчеллерия в Риме (1546), росписи в палаццо Веккио во Флоренции (с 1555)и в зале Реджа в Ватикане (1571—1573). Они исполнены рукой мастера, виртуозно знающего законы монументальной живописи. В его манере есть, по сравнению с гармонией и ясностью фресок высокого Возрождения, большая хрупкость, рафинированность, любование формой при эмоциональной холодности. Все это черты типичны для живописи маньеризма, представителем которого с некоторыми оговорками можно назвать и Вазари-живописца.
Станковое творчество художника — это, прежде всего рисунки и живописные портреты, в основном семьи Медичи.
Вазари основал в 1562 году во Флоренции Академию рисунка, которая, по «го замыслу, должна была стать хранительницей мастерства художников Ренессанса. Вазари участвовал в перестройке и в завершении ряда известных зданий (в частности, закончил начатую Виньолой виллу Джулиа в Риме). Его постройки есть в Ареццо (церковь Аббадия де Кассинези, 1550), Пизе, Пистойе. Но самое знаменитое из его архитектурных произведений — ансамбль улицы (с прославленной картинной галереей) Уффици во Флоренции. Она решена как перспективная театральная декорация, эффектно и выразительно. В этой театральности решения одна из характерных примет зодчества эпохи.
В связи с возросшим в XX веке интересом к искусству маньеризма более значительным и масштабным представляется и наследие Вазари живописца и зодчего, одно время, решительно казавшееся второстепенным по сравнению с его прославленной книгой.


При цитировании гиперссылка обязательна.