Г. Мукки (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


С творчеством Габриеле Мукки в истории итальянского изобразительного искусства было связано становление и расцвет неореализма. Естественно, что движение за неореализм носило коллективный характер, в рядах сторонников этого течения было много ярких, талантливых художников. Но мало кто из них с такой последовательностью, как Мукки, отстаивал, пропагандировал и развивал принципы реалистического творчества.
Отец Габриеле Мукки был художником. Антонио-Мария Мукки и стал первым учителем сына. Позже Мукки получил архитектурное образование, учился в мастерской Дж. Данини в Милане. В 1929—1931 годах молодой художник жил в Берлине. Здесь в городе, ставшем ареной напряженнейших и трагических классовых битв, он впервые понял, как велика социальная ответственность художника в современном обществе. На формирование его собственного искусства явное влияние оказало творчество его современников — выдающихся прогрессивных мастеров Германии К. Кольвиц и Г. Цилле. В Париже, где Мукки жил до 1934 года, он широко познакомился с различными современными течениями в искусстве.
В годы второй мировой войны мы видим Мукки в рядах итальянских борцов Сопротивления. Но это и время его большой творческой активности. В духе европейского экспрессионизма он создает драматические композиции «Война» (1943) и «Расстрелянный» (1944).
В послевоенные годы Мукки быстро выдвигается в первые ряды итальянских художников. Он ратует за союз искусства с насущными жизненными проблемами, участвует в дискуссиях по вопросам культуры, страстно выступает как критик. Но, конечно, главным его аргументом явились собственные произведения. Полная пафоса графическая серия «Война» (1949), рисунки «Бомбардировка Горлы» (1951) и прежде всего 'большие социальные полотна, такие, как «Смерть Марии Марготти», — эпическое живописное повествование о забастовке (1949), «Оборона фабрики» (1949), «Законная защита» (1950). Впервые со времен Делакруа и Курбе итальянские неореалисты попытались решить проблему современной картины.
Мукки остался верен неореалистическим принципам и тогда, когда пора его успеха на венецианских биеннале стала отходить в прошлое и в моду входило абстрактное искусство. Мукки продолжал и продолжает выступать и как график и как живописец. Особо можно выделить его монументальное полотно «Кораблекрушение» (1958), где художник попытался показать всю трагедию происходящего, через поведение каждого из героев.
В искусстве Мукки четко выражено эпическое начало. Он художник, влюбленный в реальность, но смело смотрящий самой суровой правде в лицо. Очень остро, современно воспринимает он историю, выступая достойным продолжателем традиций европейской исторической живописи. Привлекает в его картинах и психологическая глубина, индивидуальность конкретных характеристик персонажей. Иногда его полотна излишне жестки, сухи по цвету — Мукки предпочитает резкие и яркие локальные цвета. Но это искупается точностью композиционного решения, огромной внутренней динамикой, пафосом борца за новое. Мукки в полном смысле слова художник-боец.
Представление о Мукки будет неполным, если не упомянуть о его портретах («Портрет Ады», 1954). Как портретист Мукки очень внимателен к своей модели, он хочет предельно верно запечатлеть облик человека, «угадать» его настроение, характер. Мастерство портретиста во многом помогает ему при написании огромных эпических и исторических полотен. Есть среди произведений художника и жанровые сцены («Спящий рыбак» 1952), и пейзажи, и циклы иллюстраций (в том числе к «Жизни Галилео Галилея» Б. Брехта, считающиеся интереснейшей, графической интерпретацией брехтовской драмы).
Многие годы Мукки живет в демократическом Берлине. Занимаясь там педагогической деятельностью, он оказывает несомненное влияние на формирование творчества многих мастеров изобразительного искусства ГДР среднего и младшего поколения. Его работы органично вошли и в. историю развития искусства Германской Демократической Республики.


При цитировании гиперссылка обязательна.