Э. Дега (1834—1917)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


В последние десятилетия XIX века во французском искусстве признанным направлением оставалась салонно-академическая живопись. Решающее же значение для художественного развития Франции и Западной Европы имели новаторские искания импрессионистов. С импрессионизмом был тесно связан крупнейший художник того времени Дега.
Эдгар Дега родился в семье банкира. Некоторое время он учился у последователя Энгра — Ламота. Самого Энгра Дега считал «своим божеством». Когда его однажды представили Энгру, тот дал совет: «Делайте рисунки, молодой человек, много рисунков, по памяти и с натуры, и тогда вы станете большим и благородным художником».
В 1856 году Дега, оставив Школу изящных искусств, на два года уехал в Италию. Здесь он изучал мастеров Возрождения, копировал множество картин и рисунков XV—XVI веков. Вернувшись на родину, молодой художник, увлеченный Энгром и Пуссеном, обратился к созданию исторических композиций, решая их в классицистическом духе («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860; «Семирамида, строящая город», 1861; «Эпизод средневековой войны», 1865). Одновременно Дега работал в области портретной живописи. Именно здесь впервые наиболее ярко выявились особенности его мастерства: тонкость психологических характеристик, уверенность рисунка, своеобразие композиционных решений, интерес к передаче движения (портрет семьи Беллели, 1860—1862; «Голова молодой женщины», ок. 1867 г. и др.).
За несколько лет до франко-прусской войны 1870 года Дега сблизился с Эдуардом Мане и стал завсегдатаем кафе Гербуа, где собирались будущие импрессионисты. Отойдя от исторической тематики, он обратился исключительно к изображению современной жизни, а со временем явился одним из организаторов и участников почти всех выставок импрессионистов. И все же среди импрессионистов Дега был одинок. Ему были близки их стремления запечатлеть динамику современной жизни, интерес к передаче света, некоторые живописно-колористические искания. Но очень многое в методе импрессионистов Дега не мог признать. Он раздражался при одной мысли о пейзажистах, пишущих на пленере и почти все свои картины создал в мастерской. Не одобряя приверженность импрессионистов зрительным впечатлениям, он как-то говорил художнику Сиккерту: «Я всегда стремился убедить своих коллег искать новые эффекты в соответствии с законами рисунка, который я считаю более богатым возможностями, чем цвет. Но они ничего не хотели знать об этом, и пошли другими путями».
В 1873 году Дега создал одну из лучших своих портретных работ — поражающий живостью и смелостью композиции жанровый портрет виконта Лепика с дочерьми («Площадь Согласия»). Вслед за этой работой последовали многие другие жанровые произведения, правдиво и непосредственно запечатлевающие нравы Парижа в самых разнообразных их проявлениях. Исключительная меткость и острота видения зачастую сочетались у художника с язвительной насмешливостью и пессимистическим подходом к окружающей его действительности. Особенно ярко это выражено в тех произведениях Дега, которые посвящены малопривлекательным сторонам жизни Парижа. Такова, например, известная картина «Абсент» (1876), с большой реалистической силой, изображающая двух опустившихся людей.
Внимание Дега привлекли сцены, увиденные в кафе, театре, на скачках. С присущей ему выразительностью художник запечатлевал тяжелый повседневный труд простых парижан («Прачки, 1879; «Гладильщицы», 1882 и др.). Одной из излюбленных тем Дега был балет. Его точный рисунок улавливал особенность характерных лоз и тончайшие оттенки движений балерин. Художник воспроизводил утомительные уроки в балетных классах, жизнь артистических уборных, фойе театров, сцены балетных спектаклей и т. д. («Музыканты оркестра», 1872; «Балерина на сцене», 1876— 1878; «Танцовщица перед фотографом», 1870-е гг.; «Танцовщицы в фойе», 1879; «Голубые танцовщицы», 1897 и др.).
С конца 70-х годов Дега работал преимущественно в технике пастели, часто изображая обнаженную натуру. В дальнейшем его произведения стали все реже появляться на выставках: слабеющее зрение не позволяло художнику ,в последние годы жизни заниматься живописью, и он обратился к мелкой скульптуре. Скульптурные этюды Дега были отлиты в бронзе лишь после его смерти. Их впервые выставили в 1921 году на выставке у Эврара. Из 72 скульптур большинство посвящено излюбленным темам художника, (балерины, жокеи с лошадьми, обнаженная натура). Дега оставил также немало произведений в графике. Наиболее, значительным из последователей Дега был Анри Тулуз-Лотрек (1864—1901).


При цитировании гиперссылка обязательна.