X. Монтаньес (1568-1649)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Испанская скульптура XVI и особенно XVII веков развивалась в ином направлении, нежели ваяние большинства европейских стран. В то время, как из Италии распространялось на север влияние барокко с его пристрастием к нарочито эффектным, монументально-декоративным композициям, испанские скульпторы, оставаясь исключительно в пределах религиозного искусства, стремились как можно точнее передать натуру.
В ту пору ведущими художественными центрами Испании являлись Валенсия и Севилья — города, дольше других сохранявшие свое экономическое значение. Признанным главой севильской скульптурной школы XVII века был Хуан Мартинес Монтаньес.
Достоверных ранних произведений Монтаньеса известно немного. Долгое время даже не знали точно, когда он родился, причем разница в датировке колебалась до 23 лет. Однако можно с определенной уверенностью утверждать, что когда Монтаньес начал работы по установке алтаря в Сан Исидро дель Кампо в Сантипонсе (1609—1612) он был весьма популярным мастером. Уже в этом произведении Монтаньеса отчетливо видна ориентация не на иноземные итальянские образцы, я на народную испанскую средневековую скульптуру. Увлечение готикой чувствуется как в самом выборе материала, так и в характере трактовки формы и в обычае раскрашивать и золотить статую. Монтаньес предпочитал дерево благородству и изяществу мрамора.
В создании полихромной скульптуры участвовали в этот период и живописцы. Так вышеназванный алтарь расписывал видным живописец Франсиско Пачеко.
Святые Монтаньеса (а он работал всегда по заказу какой-либо церкви) — галерея типов испанцев той поры. Прихожанин как бы отчасти узнавал в них самого себя. К тому же, ради большей убедительности, статуи нередко одевали в настоящие одежды, а в глаза вставляли хрустальные слезы. Святой должен быть живым — таково было требование заказчиков, которое и выполнял Монтаньес, но почти у всех работ скульптора всегда есть и психологическая настроенность. Его герои обычно величественно спокойны, просветленны и одухотворенны. Такова и его композиция «Непорочное зачатие» (1630), где он передал прекрасную благородную простоту женщин Севильи. Гораздо реже встречаются у Монтаньеса произведения драматические по своему настроению, такие, как «Распятие» (1603), сделанное им для севильского собора.
Из многочисленных алтарей мастера наиболее интересны алтарь в Санта-Кларе (1614—1617) и алтарь в Сан-Минуэль в Кадиксе. Ныне отличная коллекция работ Монтаньеса находится в музее изящных искусств в Севильи.


При цитировании гиперссылка обязательна.