М. Анкер (1849-1927)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Во второй половине прошлого столетия в Дании, Норвегии и Швеции в изобразительном искусстве начинают утверждаться принципы реализма. Одним из виднейших мастеров реалистического направления в Скандинавии стал живописец Микаэль Анкер. Очень одаренным художником была и жена Микаэля Анкера — Анна (1859—1935). Они писали на схожие сюжеты, близка их манера письма. Поэтому в искусствоведческой литературе по истории живописи в Скандинавии нередко говорится об их живописи как о едином явлении.
Микаэль Анкер прошел курс обучения в Академии художеств в Копенгагене (1871—1875). Кроме того, он посещал мастерскую самого крупного датского художника-реалиста П. Кренера, пожалуй, первым в Дании начавшего писать картины из жизни рыбаков. Побывал Анкер и в Париже, где занимался в мастерской у Пюви де Шаванна, но прекрасные грезы о «золотом веке» французского художника не оставили ощутимого следа в творчестве его датского ученика.
Ранние работы Анкера интересны как документ, свидетельствующий о разных влияниях, которые испытывали молодые художники тех лет. Однако довольно быстро определяется круг своих тем, свои взгляды на взаимоотношения художника с жизнью. Свое призвание Анкер видит в том, чтобы честно и поэтично рассказать о жизни простого народа. Вместе с женой они отправляются работать в Скаген, на берега морских проливов, в заброшенные бедные рыбацкие деревушки. Супруги Анкеры чувствуют себя здесь не чужими; они ощущают свое кровное родство с этими людьми, полное единство в восприятии жизни. И в своих полотнах Анкер показывает необычность, трудность и привлекательность этой жизни, наиболее интересные события в ее повседневном течении, яркие типы, встречающиеся в этой среде. В его картине «Обойдут ли они рифы?» (1880) мы знакомимся с мужественными обитателями рыбацкого поселка. Художник показал нам их на берегу, в момент напряженного ожидания товарищей, когда в море разыгрался жестокий шторм. Зритель как бы последовательно знакомится с каждым из рыбаков, проникается их тревогой. В другой своей картине «Вытаскивают сети» (1883) Анкер изображает рыбаков, вытягивающих на берег сети с уловом, подчеркивая, как сплочены они в своем едином мощном усилии. В «Спасенной лодке, которая выходит в море» (1883) для него важно подчеркнуть радостное настроение.
В наследии Анкеров немало метких и по-своему поэтичных зарисовок рыбацких типов, матросов, бесценных сейчас как этнографический материал. Но Анкеры предпочитали выбирать для своих картин эпизоды драматические, показывая мужество людей в опасные моменты. В целом их творчество дает разностороннее представление о жизни Ютландии того времени. Своей любовью к жизни рыбаков они увлекли многих датских и норвежских художников.
Писал Микаэль Анкер и портреты. Лучший из них — портрет Анны Анкер (1884) — простой и вместе с тем удивительно поэтичный.


При цитировании гиперссылка обязательна.