Д. Веласкес (1509—1660)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Величайший испанский живописец XVII века Диего де Сильва Веласкес отразил в своем искусстве гуманистические идеалы эпохи. Он показал жизнь своей страны, пустоту и ничтожество знати, благородство и высокую красоту людей труда. Реалистическая жизненность обеспечила бессмертие художественным образам его лучших полотен.
Веласкес родился в Севилье, в семье небогатого дворянина. Первым его учителем был художник Франсиско Эррера Старший. Позднее молодой живописец постигал мастерство в доме своего тестя Франсиско Пачеко, где он сблизился с передовыми людьми своего времени и смог быстро развиваться в 'благодатной художественной атмосфере.
Ранние работы Веласкеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Картины «Завтрак» (ок. 1617 г.), «Продавец воды» (ок. 1620 г.), «Старая кухарка» (ок. 1620 г.) привлекают ощущением значительности изображенного при подчеркнутой простоте и обыденности сюжетов. Правда, лица персонажей выражают весьма несложные чувства, действия мало, движения скованы. Но примечательно само обращение к демократическому типажу. Такая трак гонка перешла и в религиозные полотна Веласкеса — «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. 1620 г.).
В 1623 году Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем испанского короля Филиппа IV. Испанский двор был очень чопорным и строгим (говорили, что сам король улыбнулся лишь три раза в жизни), но художник и здесь сумел сохранить верность идеалам своей юности. В 1628 году Веласкес начинает писать картину «Вакх», или «Пьяницы». Мифологический сюжет не помешал ему взять в качестве героев группу крестьян, а может быть, бродяг с грубыми лицами, которые простодушно состязаются между собой, выпивая вино в честь юного Вакха.
Работая над заказными парадными портретами, Веласкес не сразу преодолел каноны этого жанра. Первые изображения короля, инфанта Фердинанда и графа Оливареса во многом еще традиционны. Деревья в качестве кулис и торжественно стоящая между ними фигура в черном создают неизменную парадную композицию. Но уже и конных портретах того же Оливареса, могущественного первого министра, и инфанта Валтасара Карлоса виден умный и тонкий мастер-психолог. Этот дар Веласкеса блестяще проявляется в небольшом погрудном портрете Оливареса (ок. 1638 г.), раскрывающем корыстную, властолюбивую натуру жестокого временщика. В целой серии портретных изображений Веласкеса запечатлены самые униженные и несчастные обитатели королевского дворца — карлики, шуты, уродцы. Эти портреты, написанные с глубоким сочувствием к жалким моделям, говорят о гуманизме их автора. Художник не довольствовался придворными заказами, он находил свои модели и писал их прочувствованно и смело. Таков портрет скульптора X. Мартинеса Монтаньеса (ок. 1637 г.), «Дама с веером» (ок. 1648 г.), портрет слуги (1650).
Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Броды», или «Копья», была закончена им в 1636 году. На картине изображен момент передачи ключей крепости города Бреды испанскому военачальнику Спиноле предводителем побежденной голландской армии принцем Нассау. Сам по себе торжественный эпизод, венчающий одну из немногих побед испанцев в XVII веке, художник передал со всей правдивостью и значительностью. Справа за спиной испанского полководца, учтивым жестом встречающего своего противника, высится гордый лес копий. Слева в беспорядке толпятся голландцы. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
Полотно отличается колористическим совершенством, тонкой живописной связью фигур и пейзажа. Кроме того, оно открывает собой жанр реалистической, подлинно исторической картины. В 1649 году, будучи в Италии. Веласкес создает один из своих шедевров — портрет папы Иннокентия X. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и беспощадно. «Слишком правдиво», — воскликнул папа, увидев свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. Контрасты белого и интенсивно красного цвета взяты в солнечном освещении, игра рефлексов на лице с рыжеватой бородкой повышает выразительность этого образа. «Лас Менинас» — так называлась одна из последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. Она изображала сцену придворного быта. Художник; в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит маленькая инфанта Маргарита, окруженная придворными. Полотно оригинально во всех своих качествах. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Король и королева не показаны совсем, их отражение видно зрителю в зеркале. Маленькая инфанта с распущенными золотыми волосами в пышном, странном для ребенка платье с кринолином находится в центре композиции. Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики.
Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. Картину невозможно смотреть вблизи. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами». Но еще более знаменитой, чем «Лас Менинас», является картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реализма Веласкеса.
Изображена внутренность мастерской шпалер. На переднем плане группа работниц. Вот они-то и являются главными персонажами полотна. Красота этих женщин из народа, грация и достоинство, проявляющиеся в их движениях, особая светозарность полотна, в освещенной глубине которого видна еще одна сцена с женщинами, рассматривающими ковер, снискали этому произведению Веласкеса мировую славу. Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах».


При цитировании гиперссылка обязательна.