Ю.М. Пэн (1854—1937)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество Юрия Моисеевича Пэна сыграло немаловажную роль в развитии изобразительного искусства Белоруссии, а затем и в формировании советского белорусского изобразительного искусства. Его роль основоположника системы художественного образования в Белоруссии трудно переоценить.
Пэн, уроженец Зарасая, был одним из очень немногих художников, выходцев из пресловутой зоны поселений, гетто западных областей Российской империи, которым удалось получить академическое образование. В Петербурге, в Академии художеств, в 1881—1886 годах он учился у П. Чистякова, создавшего стройную систему обучения. В 1891 году Пан поселяется в Витебске, бывшем тогда глухим провинциальным центром, городом мелких ремесленников. В 1892 году он на свой страх и риск открывает первую в этих краях художественную студию. Со временем студия окрепла и стала по существу добротной художественной школой, где преподавание строилось на строго реалистической основе. В разные годы студию посещали известные впоследствии мастера, среди них и М. Шагал. Все они с любовью и уважением вспоминали о доброте и энтузиазме своего учителя, о его педагогическом такте и чутье.
В 1918 году в Витебске было создано первое государственное художественное училище. И наряду с представителями всякого рода современных течений от М. Добужинского до И. Пуни и К. Малевича здесь имел свою мастерскую и Ю. М. Пэн. Никакие перемены в искусстве не могли поколебать авторитет художника, хотя его противники и утверждали, что его искусство пора «сбросить с парохода современности». У старого мастера получили основательную профессиональную подготовку многие художники, с чьим творчеством связаны первые успехи белорусского советского искусства в предвоенные годы. Говоря о живописи Пэна, порой сравнивали художника с Репиным. Но эта аналогия больше говорит о значении творчества мастера для Белоруссии, чем о стилистике его работ, его внутреннем мире. Пэн пишет очень подробно, тщательно, с любовью рассказывая об окружающем. Он прирожденный бытописатель, умудренный опытом и знанием жизни, о которой он повествует. Его герои безвестные мудрецы из местечек, мелкие ремесленники («Хлебопек», 1928, «Часовщик», «Старый портной»), разночинный люд, плоть от плоти своей земли («Старый солдат», 1902, «Женщина с письмом», 1903).
Как объективный наблюдатель Пэн часто, рисуя эту беспросветную жизнь гетто, вносил в свои работы и элементы социальной критики. По-своему откликнулся он и на события революции 1905 года, всколыхнувшие застойную жизнь провинции («После забастовки», 1905). В наследии Пэна немало портретов, привлекательных своей наивной документальностью и в то же время психологичных (портрет художника Марка Шагала).
После революции в творчестве Пана проявились искренние стремления рассказать и о новом жизни бывшего захолустья («Сапожник-комсомолец», 1925). Непритязательное, умное творчество Пэна еще не до конца изучено и таит в себе немало интересного.


При цитировании гиперссылка обязательна.