В. В. Рождественский (1884—1963)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Василий Васильевич Рождественский работал в разных жанрах искусства. На протяжении его жизни не раз происходила радикальная смена направлений в живописи, изменение воззрений на взаимоотношения художника и общества. В творчестве Рождественского все эти коллизии и контрасты исторического развития просматриваются достаточно рельефно. Но можно в нем найти и нечто цементирующее, важное для всех периодов творческой деятельности художника — любовь к природе, к миру простых вещем, глубокую поэтичность.
Рождественский рос в Туле, бывшей тогда тихим и колоритным, сугубо провинциальным городом. Его отец, священник, определил сына в местное духовное училище и надеялся, что и сын пойдет по его жизненной стезе. Но преподававший в училище рисунок Л. Самыгин открыл незаурядные художественные способности мальчика. Рождественский, вспоминая о детских годах, рассказывал, как зачитывался он Тургеневым, часами бродил по тульским окрестностям. Может быть, в то время и зародилась его любовь к русской природе? Шестнадцатилетний юноша направляется в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали В. Серов, А. Архипов, К. Коровин. Пребывание Рождественского в Училище затянулось до 1911 года. Но очень рано молодой художник начал участвовать своими работами на выставках помимо Училища, стал увлекаться современными течениями в искусстве. В Перерве, неподалеку от Москвы, Рождественский пишет импрессионистические пейзажи. И даже в мастерской Серова в 1907—1908 учебном году осмеливается писать зеленых и голубых натурщиц, откровенно условные, подчеркнуто декоративные натюрморты.
В 1911 году Рождественский становится членом общества «Бубновый валет», пытавшегося достижения французского искусства (Сезанн) совместить с опытом народного творчества (вывеска, лубок), с непосредственной экспрессией красок (Ван Гог). Работам Рождественского этого периода присуща повышенная декоративность, звучность цвета («Трактир», 1911). Поездка в Италию в 1912 году, знакомство с мозаиками Равенны, фресками Джотто и, наконец, изучение опытов кубизма, который художник не принял, целиком, внесли в его живопись большую ясность, четкость построения. Но и в самых усложненных композициях Рождественского всегда сохраняется живое чувство вещи. Его довольно многочисленные натюрморты этого времени поражают выразительностью вещей, умением разглядеть их характер и найти всему этому эмоциональную, живописную форму выражения, сделать их поэтичными («Натюрморт с чашкой и кофейником», 1913).
В годы первой мировой войны Рождественского призывают в армию. В первые послереволюционные годы он снова активно выступает как живописец, несмотря на все трудности быта тех лет. Его работы экспонируются на многих выставках и закупаются для музеев. Художника приглашают преподавать живопись в Государственные свободные художественные мастерские. Он пишет и эти годы эффектные натюрморты; интересные по своим пластическим задачам. Но вот ему предлагают поехать в небольшой филиал мастерских недалеко от Вышнего Волочка в Тверской губернии. Рождественский соглашается. Там он живет до 1923 года. Это время оказывается переломным в его творчестве. Прежде он часто талантливо соревновался с другими художниками, друзьями, чтобы сделать свои произведения не хуже их. Теперь у него явилась возможность сопоставить свои работы с природой, в деревенской глуши спокойно поразмышлять о том, какой же он художник. Он, как примерный ученик, пишет с натуры. Некоторые из его пейзажей заставляют вспомнить уже не только Левитана, но и Саврасова. Конечно, нельзя весь этот перелом в работе художника представлять вульгарно— будто он без разбору все прежнее отбросил. Нет, последующие произведения мастера показывают, что многое из ранней живописи сохраняется, но в них появляются и недоступные прежде качества.
Рождественский начинает много путешествовать по стране. Он едет в Крым, Дагестан, Среднюю Азию. В своих работах он хочет уловить и своеобразие местной природы, и особенности народной жизни. Его композиция «Узбекский чай» (1926) несет в себе черты истинной монументальности. Это праздничное, торжественное произведение. С поездками в республики связано и создание большого полотна, по сути декоративного панно, «Парад национальных частей Красной Армии» (1928). Эти поездки помогли художнику острее ощутить и своеобразие русской природы и жизни. Рождественский становится поэтом русского Севера. Он совершает долгие путешествия по поморским поселениям, живет среди охотников и крестьян («Белая ночь. Нижмозеро», 1930; «Помор налаживает сети», 1934). В своих северных работах Рождественский показывает величие природы, значительность человеческих характеров. Собранные вместе его картины оставляют сильное впечатление. Лирика в них сплавлена с эпическим. Рождественский находит красоту в самых простых мотивах. Есть в его творчестве 1930-х—1940-х годов и индустриальные пейзажи, и графические портреты.


При цитировании гиперссылка обязательна.