А. А. Дейнека (1899-1969)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


«Виды искусств — это большой оркестр. Я люблю работать на разных инструментах. Я рисую, иллюстрирую, пишу картины, делаю мозаики, пишу фрески, леплю... Я добиваюсь для своего искусства нахождения таких форм, которые давали бы мне возможность переносить форму с плоскости в объем, из графики в живопись, от гуаши переходить к мозаике... Люблю красивые силуэты и ясные композиционные членения, контрасты плоскостей и объемов, матовые поверхности и легкие прописки на холстах», — так говорил о своей рабочей практике Александр Александрович Дейнека.
С именем Дейнеки в наше искусство вошли и новые представления о пространстве в необычной начертательной трактовке, и большие ровноокрашенные плоскости в контрастной взаимосвязи с подчеркнуто объемными формами, и выразительнейшие приемы ритмических и силуэтных сопоставлений. Но главное, пожалуй, было не в этом. Главное — в остром восприятии современности, в великолепном, точно выраженном ощущении данного этапа советской действительности, и перекличке самой индивидуальной манеры с динамическим темпо-ритмом эпохи. Живописи Дейнеки многие пытались и пытаются подражать, правда, внешнее воспроизведение приемов ничего не дает, но приобщение к искусству большого стиля, постижение его внутренних философских импульсов всегда благодатно для начинающих. Уже при жизни Дейнеки говорили о «школе Дейнеки», настолько органично вошли открытые им принципы в искусство многих молодых советских художников.
Родился Дейнека в Курске в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище, затем служил в Красной Армии и был откомандирован во Вхутемас. Его учителями стали В. А. Фаворский, И. И. Нивинский и Д. С. Моор. В 1924 году институт был окончен. Начал Дейнека самостоятельную творческую деятельность с рисунков для журналов «У станка», «Безбожник» и иллюстраций. Графические приемы вошли и в его первые картины, написанные маслом: «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927). Увлекала художника и общественная жизнь. Он был одним из основателей и активнейших членов «Общества станковистов» (ОСТ), из которого вышло немало интересных мастеров с яркими творческими индивидуальностями. К 1928 году относится одно из лучших произведений Дейнеки — картина «Оборона Петрограда». В холодное утро выступил в поход отряд питерских рабочих. Они идут, но льду замерзшей Невы, а чуть поодаль над ними видны возвращающиеся по мосту в город раненые.
Основной пафос этого полотна Дейнеки в сплоченности, в несгибаемой воле защитников колыбели революции.
Большой удачей художника была и картина «Мать» (1932). Сочетание лиризма и монументальной значительности образа составляют ее своеобразие. В 1935 году Дейнека совершил поездку в Италию, Францию и США. Оттуда было привезено много рисунков, эскизов, акварелей. Заграничные впечатления художника отразились в картинах «Негритянский концерт» и «Улица в Риме».
К 30-м же годам относятся и первые опыты Дейнеки в монументальной живописи. Он пишет несколько панно на любимые свои темы — спорт, авиация. Для Советского павильона Международной выставки в Нью-Йорке (1939) исполняет композицию «Знатные люди Страны Советов». Самая значительная монументальная работа этого периода — мозаики для станции метрополитена «Маяковская» — была завершена художником в 1939 году.
Одновременно писались станковые картины: «Будущие летчики» — поэтическое воплощение юности и мечты; «Первая пятилетка» (1937) — центральная часть неосуществленного панно; «Левый марш» (1941) — весь в традициях монументальном живописи. Перед самой войной были закончены мозаики для станции Московского метрополитена «Павелецкая» (проект станции впоследствии был изменен, часть композиций можно видеть на станции «Новокузнецкая»).
Из произведений Дейнеки военных лет наиболее известны картины «Окраина Москвы» (1941) и «Оборона Севастополя» (1942). Героический подвиг защитников Севастополя в творческом преломлении художника полон трагической патетики. На фоне дымного неба, «пожаров и гроз» вздымаются белые фигуры сражающихся врукопашную краснофлотцев. Оттесненные врагами к самому морю, в последнем смертном бою, они, как символы гнева и отваги, вырастают над темной толпой фашистов.
После Великой Отечественной войны открылись новые перспективы творчества. Дейнека пишет станковые полотна: «Тракторист» (1956), «У моря» (1956), «Кузнецы» (1957), «Покорители космоса» (1961). Не изменяя своим творческим принципам, мастер как бы открывает для себя новые качества живописи. В его картины приходит воздушная дымка, звучный, интенсивно красочный колорит. В мозаиках Дейнеки «Лыжники» (1950), «Хорошее утро» (1960), «Доярка» (1960—1961) отразились живописные находки последних лет.
«Искусство — это совесть человека», — говорил Дейнека н собственным творческим трудом, полным оптимистического мировосприятия, утверждающим жизнь, доказывал глубокую правоту этих слов.
Дейнека был действительным членом Академии художеств, а с 1962 по 1966 годы ее вице-президентом. За заслуги в развитии советского изобразительного искусства он удостоился высокого звания народного художника СССР. В 1969 году А. А. Дейнеке было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1964 году художнику была присуждена Ленинская премия за комплекс мозаичных работ: «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро» и «Хоккеисты».


При цитировании гиперссылка обязательна.