X. Аверкамп (1585-1634)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Амстердам, где родился Хендрих Аверкамп, к началу XVII века становится центром торговых связей Голландии с другими странами, средоточием капитала голландских торговцев. Новые капиталистические отношения, развившиеся в это время, оказывают свое влияние и на искусство. В этот период расцветает так называемая «кабинетная живопись», имеющая национальные основы. В небольших картинках различных жанров (пейзаж, бытовые сцены, натюрморты) с особой яркостью выявились живые творческие силы голландского народа. В начале XVII века в голландском искусстве существовали дне школы пейзажной живописи: амстердамская и гарлемская. Принципиального различия между ними не было, они объединялись своей антиакадемической и антиманьеристической направленностью. X. Аверкамп и Арент Арентс в первой трети XVII века стали ведущими мастерами амстердамской школы. Они заложили основы для дальнейшего развития голландского пейзажа и дали толчок этому развитию.
X. Аверкамп учился у мастера фантастических пейзажей Г. Конинкслоо, но очень быстро перестал зависеть от своего учителя и пошел по собственному пути. Первую половину своей жизни он провел в Амстердаме, а потом переехал в Кампен (Аверкампа прозвали «Немой из Кампена», так как он был глухонемым от рождения) и. остался здесь до конца своей жизни. Аверкамп писал различные пейзажи: марины, пейзажи с животными к людьми. Но, подобно многим голландским пейзажистам, он предпочел сузить тематические рамки своих произведений и стал писать только зимние пейзажи, что позволило художнику достичь большего совершенства в своем ремесле.
Все картины Аверкампа небольшого размера. Для них характерны высокий горизонт и далекая точка зрения, построенные с помощью перспективно сходящихся к горизонту зданий, улиц и уходящих вдаль деревьев. Серебряный колорит прекрасно передает впечатление влажного морозного воздуха, а перспективное построение — панораму провинциального голландского города. Замерзшая река, ставшая главной улицей, заполнена множеством мелких разрозненных фигурок. Они не связаны друг с другом единым действием, а просто беспорядочно разбросаны по картине. Множество бытовых деталей придают пейзажу напевность и лиричность, ничто не мешает общему поэтическому впечатлению (например, «Большой зимний пейзаж»). В каждой линии, в каждом мазке мы видим любовь художника к тому, что он изображает. Аверкамп как бы сам наслаждается голубой дымкой, застилающей горизонт, серыми деревьями, уютными домами, блеском льда, каждой человеческой фигуркой. Он заставляет нас тоже присматриваться, вглядываться в детали, погружаться в атмосферу зимней Голландии. И мы начинаем любить эту страну, как любил ее сам художник.


При цитировании гиперссылка обязательна.