В. И. Якоби (1834—1902)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Валерий Иванович Якоби но масштабу своего даровании значительно уступает своим старшим современникам Перову, Крамскому. И вместе с тем, картины его не забываются. Они привлекают своей критической социальной направленностью, беспощадной лрав-диностью, умением мастерски рассказать о жизни. Якоби — один из видных деятелен прогрессивного демократического искусства 1860-х годов, «шестидесятник», как говорили позже о людях этого поколения, подразумевая особую чуткость к несправедливости, веру в лучшее будущее своего народа, желание «сеять разумное, доброе».
Но в творчестве Якоби отчетливо видна и сложность формирования демократической художественной культуры, напряженная внутренняя борьба старого, уже нежизненного, с новым, еще не обретшим законченную форму выражения. Якоби в 1856—1861 годах прошел курс академического обучения. Его наставником был А. Т. Марков, художник, свято веривший в верность академических заветов. Однако работы, сделанные Якоби еще в годы пребывания в стенах Академии, носят иную направленность. Такие произведения, как «Разносчик фруктов» (1858), и «Светлый праздник нищего» (I860) свидетельствуют о том, что молодой художник сознательно избирает жанровую живопись как главную. В них есть и острая наблюдательность, точность деталей, разнообразие жизненных типов.
В произведениях Якоби нетрудно увидеть и его явные симпатии к миру униженных и оскорбленных. Художник серьезно увлечен проблемами современной жизни, с ее очевидными и скрытыми социальными противоречиями. В условиях общественного подъема, недолгих надежд, вызванных в среде демократической и либеральной интеллигенции реформой освобождения крестьян от крепостной зависимости в феврале 1861 года, появляется и сделавшее имя Якоби незабываемым в истории русской живописи XIX века полотно — «Привал арестантов» (1861). «Привал арестантов» поразил современником своей правдивостью. Якоби впервые в русском искусстве смело обратился к запретной доселе теме. В обрисовке характеров и внешности арестантов он проявил незаурядное знание типов народной жизни. Его персонажи не устрашающие своим видом преступники, а обыкновенные люди из народа. Ранние картины Якоби оказались заметным событием в тогдашней художественной и общественной жизни. Они стали непосредственным продолжением критической социальной живописи В. Перова, но, по словам советского искусствоведа А. Эфроса, Якоби удалось сказать свое «новое и пронзительное слово, какого не сказал учитель».
В том же 1861 году художник в качестве пенсионера Академии отправился в заграничную командировку. В годы пребывания за границей и после возвращения на родину Якоби уже больше привлекает историческая живопись. Он пишет большие, многофигурные театрализованные композиции — «9-с термидора» (1864), «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872), «Свадьба в Ледяном доме» (1878, картина написана по -мотивам романтического произведения И. Лажечникова). Дар жанриста-рассказчика проявляется даже в них. Но в целом историческая живопись Якоби заметно уступает по художественной выразительности его ранним жанровым работам.


При цитировании гиперссылка обязательна.