Л. А. Акунья (Род. 1904 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Колумбия обладает и изобилии памятниками древней культуры индейцев, но развитие самостоятельной школы современного искусства началось здесь сравнительно с другими крупнейшими латиноамериканскими странами недавно. Только в 20-е—30-е годы нашего столетия колумбийские художники предприняли первые целенаправленные попытки в этом направлении. Одним из лидеров движения за национальный стиль в изобразительном искусстве и стал Луис Альберто Акунья.
Акунья, подобно всем крупным мастерам современного латиноамериканского изобразительного искусства, после занятий на родине, в Школе изящных искусств в Боготе у Р. Асеведо Берналя, направился совершенствоваться в Европу. В 1924—1930 годах он работает в Испании и в Париже в академии Колоросси у Бушара и Ландовского. Устроенная им во Франции в 1928 году выставка прошла успешно. Уроки новейшего западноевропейского искусства он сразу же пытается соединить с воспоминаниями о родине. Но в этих работах были и моменты стилизации, и дань салонной красивости.
В 1930-е годы Акунья живет в Колумбии. Он очень интенсивно занимается живописью, преподает в Школе изящных искусств. Еще в Париже он полюбил историю искусства и на родине начинает планомерное изучение памятников старой культуры индейцев. С этой целью он нередко выезжает в отдаленные, самобытные, мало затронутые веками европейской - цивилизации районы страны. Постепенно этот исследованный им исторический материал начинает находить отражение в его творчестве не как экзотическая тема, а определяет новое отношение к пластическим задачам, к образному звучанию работы. Поэтому, когда Акунья в 1938—1942 годах работает в Мексике, он чувствует себя не робким учеником великих мексиканских мастеров, а их единомышленником.
Пребывание в Мексике — один из интересных периодов в творчестве художника. Это были годы расцвета мексиканского изобразительного искусства, и в атмосфере полного понимания, творческого соревнования полностью раскрываются возможности таланта Акуньи. Одаренный жанрист, он пишет энергично, мощно, приближаясь по впечатлению к монументальной живописи. Таково его полотно «Золотой город» (1941). По силе воздействия оно не уступает лучшим произведениям мексиканской живописи тех лет.
Быт в картинах Акуньи, неповторимый латиноамериканский сочный быт, становится эпическим, как в древнем мифе. Его произведения — яркие поэтические метафоры («Лесные мифы», 1957), запоминается их необычная образность и эмоциональность. Они раскрывают перед нами необычную жизнь народа, где древнее, языческое переплелось с современным и ультрасовременным, показывают богатство его поэтической фантазии. Акунья реализовал свои замыслы не только в живописи, но и в своеобразных по форме скульптурах («Кентавр Несс»). Его творчество представлено во многих известных музеях мира, в том числе в Музеях современного искусства в Нью-Йорке и Париже. Не раз устраивались его персональные выставки вне Колумбии. Искусствоведческие исследования Акуньи внесли много нового в понимание традиций латиноамериканского искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.