А. А. Экстер (1884-1949)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Работы Александры Александровны Экстер не раз демонстрировались на различных ретроспективных выставках. Ее имя нередко можно встретить на страницах журналов и книг. Живописец, график, художник костюма, замечательный мастер театральной декорации, она — одна из самых примечательных фигур в русском изобразительном искусстве 1910-х и 1920-х годов.
Родной город Экстер — Киев. Здесь она училась, а позже — вела занятия в своей художественной студии. Студию Экстер посещали знаменитые в будущем мастера советской декорации И. Рабинович, А. Тышлер, Н. Шифрин... Экстер, человек ищущий, беспокойный, с молодости оказалась вовлеченной в круг самых злободневных проблем современного искусства. Она участвовала на всех самых шумных выставках молодого искусства в Москве и в Петербурге. В 1914 году Экстер путешествует по Италии и спорит о современной живописи с итальянскими футуристами. Она увлекается пуристическими построениями и боготворит Пикассо, ищет разрешения проблем формы, цвета, композиции. Вместе с тем, в ее работах есть и глухие «отголоски» старой живописи. Ее холсты привлекают чувством декоративности, звучностью цвета. В них мы угадываем живое, темпераментное восприятие жизни, хотя непосредственные впечатления и выступают в обобщенной, синтезированной форме.
Характер дарования Экстер таков, что она всегда стремится настойчиво перекинуть мост от станкового творчества к разрешению .конкретных задач. Изысканная по цвету, отвлеченная живопись, всякого рода «цветовые конструкции», «движение цвета по конструкции» стоят рядом с самыми конкретными проектами. Экстер выступила как один из реформаторов мирового искусства театральной декорации. В этой сфере се достижения бесспорны. Лучшие ее работы — проекты декораций к спектаклям А. Таирова в Камерном театре. Это «Фамира-кифарэд» И. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1921). Суть реформ Экстер — в утверждении трехмерной пластической декорации, ведущей свою родословную от живописи кубизма. Трехмерная декорация рассматривалась Экстер как особая эмоциональная среда действия, наиболее соответствующая пластике актера. На сцене путем сочетания объемных форм, цветом и светом она добивалась созвучия декорации драматургии и идее спектакля.
Огромное внимание уделялось сценическому костюму, который не рисовался, а конструировался, как и декорация, с учетом движения актера, как, например, костюмы к «Ромео и Джульетте». По определению Тугендхольда «костюмы Экстер — это и есть застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Сама художница следующим образом характеризовала цели своей работы: «Надо, чтобы зритель был покорен убедительностью исполнения, захвачен представлением художника и не рассуждал бы о том, верно ли это исторически и сделано ли это по документам». Когда спектакль шел в декорациях Экстер, зрителя захлестывал поток ярких и необычных впечатлений.
Недаром критики, говоря о ее сценических проектах, нередко применяют термин барокко, пытаясь адекватно выразить безудержную динамику, вихрь ее построений... Оформляла театральные постановки Экстер и во Франции, где она провела последние 25 лет своей жизни.
В начале 1920-х годов Экстер создает блестящие образцы бытового костюма. Она разрабатывала модели для массового производства, пытаясь 'И здесь утвердить принципы современного творчества. Она предлагала простые, геометрические формы, учитывая особенности каждого материала. Выразительность модели основывалась на контрастах цвета и различных фактур.
В это же время она делает образцы промграфики, оформляет книги, иллюстрирует журналы. В 1923 году Экстер работает над оформлением Всероссийской сельскохозяйственной выставки. В каждой, даже случайной работе мы легко угадываем «почерк» мастера, своеобразие его пластики.


При цитировании гиперссылка обязательна.