М. Тенкович (1849-1890)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Развитие изобразительною искусства в Сербии во второй половине прошлого столетия шло сложными путями. На сербскую живопись оказывали влияние самые разнородные явления художественной жизни тех лет. Но постепенно в борьбе с салонной красивостью и отвлеченной гармонией работ академистов стали утверждаться принципы реализма. Одним из крупных представителей реалистического искусства в эту эпоху в Сербии был и Милош Тенкович.
Тенкович сначала учился литографии, я потом стал брать уроки рисунка у И. Дерока и С. Тодоровича. В двадцатилетнем возрасте он оставляет родной Белград и уезжает в Вену. Как стипендиат министерства просвещения он посещает художественно-ремесленную школу при Венском художественно-историческом музее. Но в академию ему поступить не удается, и молодой сербский художник переселяется в Мюнхен, который был крупным культурным центром того времени и многим молодым людям из стран Восточной Европы казался современными Афинами. Более всего полезными оказались для Тенковпча занятия в классе композиции у известного художника, близкого реалистическим устремлениям, В. Диеза (1873). В Германии сербский художник часто встречался и со своими русскими коллегами, в частности, с М. Врубелем (во время одного из его заграничных путешествий).
Впоследствии Тенковнч снова вернулся в Белград и вел скромную жизнь учителя рисования. Его угнетала местная затхлая, провинциальная обстановка, мещанское отношение к искусству как к предмету роскоши. Жизнь его окончилась трагически. В 1888 году Тенковнча поместили » клинику для душевнобольных, где он и провел последние дни... Произведения Тенковнча постоянно экспонировались не только на выставках в Белграде, но и в Вене, Мюнхене, Швейцарии. Художественный уровень его работ был достаточно высок. Тенковича интересовали разные жанры живописи, он работал очень интенсивно, с большой душевной отдачей. Есть в его наследии композиции на религиозные темы, в которые Тенкович хотел, подобно многим современникам, вдохнуть новую жизнь, внеся в них остроту современных проблем. Он писал строгие психологические портреты («Автопортрет»), скромные, тонкие натюрморты («Натюрморт с майоликой»).
Но более близка ему была пейзажная и жанровая живопись («Девочка с цветами»). В пейзажах, очень простых, безыскусных, чувствуется любовь художника к родным местам. В его жанровых картинах привлекают теплота чувства, доброе отношение ж простым людям, хотя временами в них появляется некоторая слащавость. Порой Тенкович придает излишнее значение литературной фабуле работы, ее занятности. Но, несомненно, и живописное мастерство художника, его умение композиционно точно построить вещь.
Очень привлекательная область в творческом наследии мастера — его акварели, где он чувствует себя менее скованным правилами, более непосредственно, лирически выражает свое отношение к теме. В ряде работ Тенковича ощущается и скрытый внутренний драматизм.


При цитировании гиперссылка обязательна.