У. Моррис (1834—1896)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


В середине прошлого века английское изобразительное искусство находилось в упадке. В нем господствовали либо далекий от жизни официальный академизм, либо пошлый мещанский жанр. Попытку обновить английское искусство предприняло «Братство прерафаэлитов». Его организовала в 1848 голу группа художников и поэтов, восставших против уродств буржуазной цивилизации, против безликости и пустоты современного искусства. Прерафаэлиты провозгласили своим идеалом искусство раннего Возрождения до Рафаэля. Однако призыв к реставрации старого искусства XV века в условиях капиталистической Великобритании был утопичен. Содружество прерафаэлитов оказалось непрочным. Общество это вскоре фактически распалось. В живописи прерафаэлиты пришли к декоративной вычурности и символизму или к чисто натуралистическим принципам. Более значительна была роль прерафаэлитов в обновлении художественной промышленности. В 1860—1880 годах его возглавил Уильям Моррис.
Моррис примкнул к прерафаэлитам, будучи студентом Оксфордского университета. В 1853—1855 годах он изучал английские и французские соборы, с 1856 года занимался архитектурой у Дж. Стрита, а позднее обратился к живописи.
С огромным энтузиазмом и энергией воспринял Моррис обращение архитектора О. Пьюджина и особенно критика Дж. Рескина к эстетике средневекового ручного труда в противовес обезличенной буржуазной промышленности.
Стремясь возродить вытесненные капиталистической индустрией художественные ремесла, Моррис совместно с П. Маршаллом и Ч Фокнером в 1861 году организовал фирму, которая производила кустарным способом декоративные ткани, мебель, изделия из металла и стекла, витражи, шпалеры, обои, вышивки. Вместе с Моррисом в этой фирме сотрудничали такие талантливые художники, как Ф. М. Браун. Д. Г. Россетти, Э. Берн-Джонс, У. Крепи и архитектор Ф. Уэбб. В 1877 году Моррис основал Общество защиты старинных зданий, а в 1890—1891 годах — Келмскоттское издательство. Деятельность Морриса способствовала подъему художественной промышленности и книгопечатания. Моррису удалось реформировать декоративное искусство, поднять его значение и качество, создать тип жизнерадостного и уютного жилого интерьера. Организованное Моррисом издательство составило эпоху в развитии художественной полиграфии, в частности, благодаря выпуску «Истории сверкающей долины» при участии У. Крейна, 1894, и «Сочинений Джефри Чосера», 1896, где Моррис выполнил орнаментальные украшения, а Э. Берн-Джонс-иллюстрации. Однако его попытка воскресить в условиях буржуазного общества художественное ремесло и реализовать тем самым свою программу эстетического воспитания масс оказалась неосуществимой. Практическая деятельность Морриса и его сподвижников несла печать стилизаторства и сводилась к оформлению буржуазного быта.
Осознав нереальность своих проектов, Моррис покинул организованную им фирму и стал принимать активное участие в рабочем и социалистическом движении. Моррис был не только художником, но и выдающимся поэтом, прозаиком, публицистом. Его творчество открыло новый этап, связанный с возникновением социалистических элементов в английской демократической культуре. В 1883 году Моррис вступает в члены социал-демократической федерации. Но вскоре вместе с дочерью К. Маркса Элеонорой и ее мужем Э. Эвелингом выходит из этой федерации, протестуя против ее оппортунистической политики. В 1885 году при участии Морриса основывается «Социалистическая лига», и он становится редактором ее органа — еженедельника «Общее дело». В своем социально-утопическом романе «Вести ниоткуда» (1891) Моррис изобразил счастливое общество будущего, где люди сделали груд праздником. Большое значение для развития марксистской эстетической мысли в Англии имели также статьи и речи Морриса, доказывающие враждебность капитализма культуре и предсказывающие расцвет подлинно народного искусства при социализме.


При цитировании гиперссылка обязательна.