Б. Торвальдсен (1768 или 1770-1844)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Судьба произведения искусства бывает иногда столь же захватывающей и драматичной, как и судьба человеческая. Как живое существо такое произведение освещается лучами славы, подвергается преследованиям, становится предметом низких интриг и высоких гражданских чувств. Речь идет о памятнике князю Юзефу Понятовскому работы Торвальдсена.
Бертель Торвальдсен был одним из крупнейших скульпторов первой половины XIX века и едва ли не самым прославленным. Сын датского резчика по дереву, он почти всю свою жизнь пропел в Италии. Его мастерская в Риме была своеобразным художественным центром, куда стекались все молодые художники, работавшие в Риме. Каждый вновь прибывший считал своим долгом явиться на поклон к «князю художников». В числе его друзей были аристократы и простолюдины, были музыканты и поэты, в его доме бывали лорд Байрон и Ганс-Христиан Андерсен.
Но среди оглушительной всемирной славы Торвальдсен продолжал оставаться датчанином, считая, что своим искусством он служит прославлению родины. Надо сказать, что родина платила ему взаимностью: Торвальдсен до сих пор гордость датского народа, а музей, построенный им для своей художественной коллекции и подаренный родному городу, стал одной из главных достопримечательностей Копенгагена.
Он создал около 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов главным образом на мифологические сюжеты. Среди его работ наиболее прославлены «Ганимед, кормящий Зевесова орла», «Амур и Психея», «Три грации», грандиозная композиция «Поход Александра Македонского». Даже в автопортрете Торвальдсен изобразил себя в античной одежде. Обаяние личности Торвальдсена неразрывно связано с обаянием его искусства — цельного, гармоничного, воссоздавшего в глазах современников идеал античной красоты. Чистота форм, благородство линий, изящество восхищали современников в созданиях «северного варвара». И естественно, что когда в Варшаве в 1814 году возникла идея поставить памятник князю Понятовскому, то обратились к Торвальдсену.
Юзеф Понятовский был национальным героем Польши. Племянник польского короля, талантливый полководец, он перешел на сторону восставшего народа и сражался как простой офицер под знаменами Костюшки. Имя его было окружено легендами; самая смерть его в битве при Лейпциге была красивой и романтической. В 1814 году была объявлена национальная подписка на памятник Понятовскому; в ней участвовала буквально вся Польша. Будущий памятник стал символом героизма, стремления к свободе.
Торвальдсен увлекся идеей памятника. Первоначально он хотел изобразить Понятовского в польском костюме на скачущем коне. Но постепенно в воображении скульптора стал складываться другой образ — более строгий и многозначительный. Он изобразил национального героя Польши как героя античного, как мудрого вождя-полководца. Фигура всадника в античной одежде излучает спокойную уверенность, она изящна, не будучи слабой, и сдержанна. Памятник Юзефу Понятовскому — одно из лучших созданий Торвальдсена. «Не только б Варшаве, но и во всей Польше не было памятника красивее» — стали говорить о нем впоследствии.
Но в, то время памятник не был поставлен. Торвальдсен закончил модель в 1829 году, отливка была прервана восстанием 1830 года и закончена только в 1832 году. И тут Николай I наказал памятник как человека, как участника восстания: скульптура была сослана (буквально!) в деревню Модлин под Варшавой, и ей угрожала переплавка. Спасло памятник только то, что граф Паскевич увидел его и выпросил для украшения своего имения. Там и простоял он почти сто лет, считаясь бесследно пропавшим. После Октябрьской революции Советское правительство возвратило его в Польшу как национальное достояние, и в 1923 году памятник был торжественно установлен на одной из центральных площадей Варшавы.
В годы второй мировой войны, в оккупированной Варшаве, памятник Понятовскому стал символом надежды на освобождение. В дни национальных праздников, запрещенных гитлеровцами, у его подножия неизменно появлялись цветы. Во время разрушения Варшавы памятник был взорван.
Мысль о восстановлении памятника возникла сразу после войны. В музее Торвальдсена сохранилась большая модель. С огромными трудностями с нее сняли форму, но которой датский мастер Расмуссен сделал новую отливку. Только через четыре года Польша получила этот дружеский дар датского народа. Памятник Юзефу Понятовскому снова занял свое место на площади перед зданием Совета Министров Польской Народной Республики.


При цитировании гиперссылка обязательна.