А. А. Шовкуненко (Род. 1884 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Алексей Алексеевич Шовкуненко внес весомый вклад в становление украинского советского изобразительного искусства. Его творчество получило широкое признание и за пределами республики. В 1944 году Шовкуненко было присвоено звание народного художника СССР.
Шовкуненко своим творчеством непосредственно продолжил традиции украинского и русского реалистического искусства. Он учился в Одесском художественном училище (1901—1908) у К. Костанди и Г. Ладыженского. В Петербурге, в Академии художеств (1909—1917) его учителем был В. Савинский, один из лучших академических педагогов и рисовальщиков.
Первые годы после революции Шовкуненко жил в Херсоне и в Одессе, где с 1921 года преподавал. (В Киев художник переселился лишь в 1935 году, когда его пригласили и качестве профессора в Киевский художественный институт.) Он писал портреты знакомых, композиции в интерьерах, пейзажи, натюрморты. То есть шла обычная художническая работа. Но человек пытливый, желавший опоим искусством приносить пользу многим людям, Шовкуненко искал и новые темы и сюжеты. Он отправляется на Херсонский судостроительный завод и там пишет целую серию акварелей. Сейчас такого рода циклами вряд ли кого-либо поразишь, но тогда это было необычно: художник пришел на завод! Это была одна из первых в советском искусстве попыток найти решение индустриальной темы. В художественной жизни Одессы 1920-х годов и Украины в целом творчество Шовкуненко начинает занимать все более видное место. Он активно участвует в деятельности художественного общества, носящего имя его учителя Костанди, отстаивая ценность традиционные реалистических методов творчества для современности.
Не прерывает художник и своей работы над индустриальной темой. Им созданы обширные циклы акварелей «Одесский судостроительный завод» (1925—1935), «Днепрострой» (1930—1933), «Ворошиловградский паровозостроительный завод» (1936). Наиболее значителен из них в художественном отношении цикл «Днепрострой» из семидесяти с лишним листов. Многие из них погибли во время Великой Отечественной войны, но и оставшихся достаточно, чтобы этот цикл вошел в историю нашего изобразительного искусства. Три года подряд художник проводил летние месяцы на Днепрострое. Там побывали тогда многие деятели искусства, по большинство ограничивалось созданием интересных документальных репортажей, Шовкуненко избрал необычную форму рассказа о событии.
В серии листов он показал, как последовательно менялся пейзаж в процессе строительства. Художник документально точен в деталях, не упускает ничего важного, но его цикл неверно было бы определять только как документальный. Замысел Шовкуненко, а он им полностью реализован, в ином: показать посредством пейзажных образов и героизм советских людей, их беспримерный подвиг. Экспонированные на XIX Венецианской биеннале в 1934 году акварели о Днепрострое вызвали большой интерес. Отмечался оптимизм работ, их мастерство, а один из итальянских критиков прямо назвал их «сильнейшими на выставке».
Сам художник так впоследствии рассказывал о создании этой своей известнейшей серии: «Я работал с упоением с рассвета и до позднего вечера, в любую погоду, и в ясные, солнечные дни, и в бурю, когда становилась свинцовой и словно взбухала вода. И всегда, в любом уголке стройки находил я удивительную, невиданную, неповторимою красоту».
Начиная с 1920-х годов Шовкуненко регулярно работает и портретном жанре. Период особой активности падает на 1940-е— 1950-е годы. Во время Великой Отечественной войны он создал серии портретов представителей украинской интеллигенции. Среди них сложные психологические портреты поэтов Л. Первомайского (1943), М. Рыльского (1945).
На протяжении всей жизни Шовкуненко привлекает и жанр пейзажа, в котором нашла выход лирическая струя его творчества. Он любит пейзажи ясные, светлые. Акварель в его понимании — это особый род живописи, живописного видения мира. Произведения Шовкуненко всегда интересны по цвету. Художник строит выразительность своих работ на контрасте четкости контуров, силуэтов, порой прорисованных даже с намеренной резкостью, и прозрачности и красоты цветового пятна («Пароход проходит шлюз. Днепрострой», 1932). О» никогда не фальшивит и безошибочно находит верную эмоциональную ноту. В его пейзажах есть большая сердечность и искренность.


При цитировании гиперссылка обязательна.