К. Хокусай (1760—1849)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Немногие из великих мастеров Искусства Японии завоевали такую популярность за пределами страны, как Кацусика Хокусай. С его творчеством у многих людей связано типическое представление о японской гравюре, искусстве, укладе и философии жизни.
Отец Хокусая был мелким ремесленником и жил неподалеку от столицы Японии Эдо, как тогда именовали сегодняшний Токио. Когда мальчику исполнилось 13 лет, его определили учеником в мастерскую гравера Кацукаву Сюнсо, автора гравюр из жизни актеров, художника-реалиста. Уроки учителя чувствуются в ранних гравюрах Хокусая, также посвященных актерскому быту. Но вскоре молодой художник стал работать иначе. Гравюры Сюнсо начали казаться ему суховатыми и прозаичными.
С 1797 по 1810 год Хокусай исполнил множество «суримоно» - небольших по формату поздравительных гравюр. Этот вид гравюры очень любят и ценят в Японии. Он требует особой точности руки, филигранной техники. Су-римано, исполненные Хокусаем,— маленькие поэтичные новеллы.
В 1814 году началось издание пятнадцатитомного, тщательно подготовленного мастером пособия для художников — «Манга»— удивительной книги о системе всего восточного искусства. Отдельные темы этой своеобразной энциклопедии отводились рисованию людей, птиц, животных, цветов. Здесь собрано множество замечательных зарисовок. Хокусай в своем издании как бы подытоживает многовековой опыт предшественников, воспринимая его как живое дело. Становится понятным, какое огромное место в системе условного японского искусства отводилось непосредственному наблюдению и изучению природы, как потом эти непосредственные ощущения и знание помогли художнику делать естественной, органичной плоскостную пространственную систему.
Личность Хокусая можно сравнить с великими мастерами европейского Ренессанса. Он был широкообразованным и разносторонним человеком. Занимался живописью, сочинял стихи и писал книги, иллюстрировал их, делал гравюры и рисунки (его графическое наследие насчитывает около тридцати тысяч листов). Художник в совершенстве знал древнее восточное искусство и интересовался живописью европейских мастеров, тем, как искусно они строят перспективу, используют светотень, и учитывал их достижения в своих работах.
Хокусай слыл неутомимым путешественником. Он путешествовал по Японии, и во время этих странствии возникали замыслы большинства его гравюрных циклов.
Лучший период в творчестве Хокусая — 1820-е - 1830-е годы, когда им были сделаны серии гравюр «Мосты» (1823—1829), «36 видов горы Фудзи» (1823—1829), «Водопады» (1827—1829), «Поэты Китая и Японии» (1830). Многие годы длилась его работа над циклом «Станции Токайдо». Из более поздних работ мастера очень популярны стали «100 пилон горы Фудзи». В своем творчестве Хокусай выступает как замечательный продолжатель традиций живописи укийё-е — живописи картин повседневной жизни, в которую он вносит много нового. Хокусай повествует в своих гравюрах о прозаичной жизни простых люден, занятых будничными вещами. Он очень внимателен к их жизни, в его листах множество подробностей, но все они органично сочетаются в единую композицию. Перед нами живой мир, особая среда, созданная условными средствами искусства и в то же время редкостно достоверная, убедительная. Вглядываясь в гравюру, мы восхищаемся, как умно и тонко художник раскрывает тему. Легкий, острый рисунок делает живыми и выразительными множество мелких фигур. Они нарисованы нередко чуть шаржировано, гротескно, и вместе с тем мы ощущаем доброе отношение мастера к своим героям. Порой Хокусай бывает, ироничен, но и ирония его носит мягкий, ненавязчивый характер. Художник может противопоставлять в своих композициях вечную суету и величие природы, но природа никогда не «давит» на человека. Обычно о работах Хокусая мы видим поразительное единство человека и природы.
Произведения Хокусая могут быть лирическими, философски-созерцательными, но художнику доступны и драматические чувства, он обращается также и к острохарактерным, запоминающимся эпизодам быта. Работы мастера поражают своей поэтичностью, тонкостью чувств, и, вместе с тем, мало кто из мастеров его времени может быть назван столь же демократичным, как Хокусай.


При цитировании гиперссылка обязательна.