М. Мункачи (1844—1900)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


«...У Венгрии есть теперь уже целая самостоятельная школа, очень значительная, и во главе ее художник, принадлежащий к числу оригинальнейших и талантливейших в Европе. Имя его — Мункачи». Так писал в 1874 году русский критик В. В. Стасов после посещения Всемирной выставки в Вене. Имя Мункачи было в то время очень популярно. Художник жил в Париже и занимал самую передовую демократическую позицию в искусстве.
Лучшие картины Мункачи «Камера смертника» (1870), «Щипательницы корпии» (1871), «Ночные бродяги» (1873) отличаются не только сюжетно-композиционной завязкой и необычными колористическими достоинствами. Художник сказал новое слово в выборе и характеристике социального типажа и в обращении к трагическим коллизиям в жизни родного народа.
Характерно изображение камеры приговоренного к казни бетьяра, открытой по обычаю для псих » последний день жизни заключенного, и сам бетьяр-разбойник, грабивший богачей и раздававший беднякам награбленное, наделен красивым, мужественным лицом. О таких вольных людях поется в народных песнях, и мы видим в камере сочувственные лица случайных прохожих; никто из них не может спасти осужденного. Все объяты горем по поводу ожидающей его участи.
А старушка, дети и калеки («Щипательницы корпии») — они слушают рассказ раненого солдата о боевых эпизодах, и на бледных лицах такая градация чувств — от молчаливой печали до тяжкой скорби. Это война 1848—1849 годов, война, объединившая народ в освободительной борьбе. Или, наконец, «Ночные бродяги». То же выражение социального протеста, те же народные типы. И их значительность, загадка их ночных похождений привлекают внимание куда больше, чем нехитрая фабульная интрижка — девушка-служанка узнает в арестованном своего возлюбленного. Михай Мункачи был кровно связан с венгерским народом. Сам испытал в юности нужду. Ученик в столярной мастерской, он приобщился к искусству случайно, занявшись во время болезни копированием гравюр. Затем судьба свела его со странствующим художником Э. Самоши. Осенью 1863 года юноша, приобретя уже некоторые навыки в рисовании, отправился в столицу Венгрии — Пешт. Здесь Мункачи увлекается живописью старых мастеров, картинами своих современников и романтически взволнованной поэзией Шандора Петефн.
В 1865 году Мункачи направился в Вену, чтобы поступить в Академию художеств, но через полгода возвратился на родину. В следующем году Мюнхенская академия открыла перед ним свои двери, один из виднейших столпов академизма Вильгельм Каульбах стал его наставником. Позже Мункачи занимается в частной мастерской баталиста Ф. Адама.
В 1868 году осуществляется давнишнее желание молодого художника — он едет в Дюссельдорф к известному мастеру немецкой жанровой живописи Л. Кнаусу. На этом образование было закончено.
Мункачи «сделал себе имя» картинами из венгерской народном жизни. Кроме уже упомянутых им были написаны: «Возвращение пьяницы-мужа» (ок. 1873 г.), «Старуха, сбивающая масло» (1873), «Прощание» (1873), «Ломбард» (1874), «Новобранцы» (1877), «Деревенский герой» (1875). Работал он и над картинами на евангельские темы. Одна из них — «Христос перед Пилатом» (1881), демонстрировавшаяся во многих странах, принесла ему целое состояние. Часть из этих денег пошла на учреждение ежегодной стипендии для поддержки обучающихся молодых венгерских художников. Кстати, ко времени создания «Христа перед Пилатом» относится близкое знакомство Мункачи с русским скульптором М. М. Антокольским. Есть сведения, что «Христос перед судом народа» Антокольского служил моделью для центрального персонажа картины Мункачи. Так, Стасов передает слова композитора Ф. Листа, что Мункачи заимствовал первую идею своего Христа, «более величественного, чем небесного», от Христа Антокольского.
Обращался Мункачи и к исторической тематике. Известны его картины «Мильтон, диктующим дочерям «Потерянный рай» (1878) и «Умирающий Моцарт» (1886). Писал он также портреты и пейзажи, исполнил немало салонных картин с изображением роскошных аристократических гостиных, но в конце жизни вернулся к идеалам своей молодости и в 1893 году написал картину «Горюющий бетьяр», а в 1895 году— «Забастовку».


При цитировании гиперссылка обязательна.