Б. Челлини (1500—1574)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Бенвенуто Челлини был ведущим мастером нового направления в итальянском искусстве второй половины XVI в. — маньеризма. Маньеристы внесли немало новых моментов в скульптуру, обогатили ее пространственные решения. Но были утеряны при этом Мощь и цельность восприятия мира, характерные для пластики Высокого Возрождения.
Однако Челлини выступает в ряде своих произведений и как наследник идеалов Высокого Возрождения.
В молодости на него огромное впечатление произвело знакомство с творениями великого Микеланджело. Художник декоративного склада таланта, Челлини по-своему включил в метод своей работы некоторые приемы гениального мастера.
Челлини жил и работал во многих городах, его произведения пользовались широчайшей известностью. В 1530-е годы его можно было увидеть во Флоренции (это был его родной город), Болонье, Пизе, его приглашали работать при дворе в Вене. При дворе римского папы он исполнял медали. Характерна среди них медаль с портретом Пьетро Бембо. Медали Челлини смотрятся как законченные скульптурные композиции. Они — выдающиеся произведения декоративно-прикладного искусства эпохи.
В 1540—1545 годах Бенвенуто Челлини жил во Франции при дворе короля Франциска I. Здесь он исполнял всякого рода декоративные и монументальные работы в Париже и Фонтенбло. Изысканный, прихотливый стиль произведений мастера послужил образцом для декоративных работ французских художников школы Фонтенбло. В Лувре сохранился замечательный барельеф «Нимфа Фонтенбло» (1545). Челлини поражает воображение зрителя сложной игрой силуэтов, неожиданной удлиненностью пропорций, эффектной декоративностью решения. Но неверным было бы, и отрицать известную поэтичность его композиции. Она в полной мере отражает вкусы и представления эпохи, жеманство и утонченность мира придворной жизни... Солонка короля Франциска 1 — великолепный образец понимания художественной цельности декоративной вещи. Сложные узоры, филигранная, виртуозная обработка мельчайших деталей — все подчинено единому художественному замыслу. Рассматривая эту солонку, понимаешь слова Челлини, что для него художественно сделанная пуговица не менее привлекательна, чем картина. Действительно, все его ювелирные работы, чеканка сделаны с не меньшей отдачей, чем скульптуры.
Из Франции Челлини возвратился во Флоренцию. Здесь в его творчестве появляются и новые черты, при том, что он остается неизменно верным принципал декоративного решения скульптуры. Он делает фигуру «Нарцисса» (1540-е гг.), выразительный бюст Козимо I (1548), но главное произведение этого периода, несомненно, «Персей» (1545— 1561), По сохранившимся эскизам, документам исследователям удалось представить ход работы над статуей. В первом варианте скульптор пытался создать живой, лирический образ. Потом он подчинил решение заданному формальному движению. Произведение могло превратиться в холодное, манерное создание. Но, к счастью, в окончательном варианте художник снова возвращается к живой, естественной манере пластики. Остались усложненность и динамичность силуэтов, характерное спиралевидное движение, но все это уже вошло в структуру работы как моменты образного решения. Челлини показывает не только силу, но и благородство Персея, отрубившего голову Медузе. Он прославляет подвиг, утверждает красоту героизма в жизни. Для искусства того периода это достаточно необычное явление. Правда, по сравнению со скульптурами XV века здесь заметна и некоторая дробность формы. Навык к декоративной работе сказывается в некоторой театральности самой композиции. Из поздних произведений мастера известно его распятие для церкви Эскориала в Испании.
Челлини написал о своей жизни замечательную книгу («Жизнеописание»), в которой талантливо рассказал о нравах и культуре своего времени. В XVIII веке на немецкий язык труд Челлини перевел Гете. В 1848 году книга итальянского скульптора впервые была выпушена и на русском языке.


При цитировании гиперссылка обязательна.