Й. Израэльс (1824—1911)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Ромен Роллан назвал этого художника великим. Его картинами восхищался молодой Ван Гог. Сегодня вклад Йосефа Израэльса в историю европейской живописи прошлого столетия оценивается более сдержанно, но вне сомнения, что искусство его не потеряло своей привлекательности, благодаря большому живописному мастерству и поэтичности образов.
Уроженец Гронингена (Голландия) Израэльс, выбрав профессию художника, стал брать уроки у Я. А. Крюсемана и поступил в Академию художеств в Амстердаме (1840), где его учителями были Я. В. Пинеман и Л. Ройер. В 1845 году Израэльс в целях дальнейшего усовершенствования направляется в Париж, посещает студию Ф. Э. Пико и мастерские самых модных тогда мастеров Академии художеств — О. Берне и П. Делароша, ведущих живописцев батального и исторического жанров. И по возвращении в родную Голландию, у себя в Амстердаме, Израэльс начинает самостоятельную деятельность именно с исторической живописи. Его полотно «Первый отказ принца Оранского исполнить приказ испанского короля» вполне отвечает принятым тогда стандартам построения исторической композиции. Написанное не без блеска в типично академичной манере, оно эффектно, но остается внешней театрализованной сценой. Вскоре Израэльс сделал крутой поворот в своем творчестве, решительно отбросив весь ложный пафос. В его живописи появляются совершенно иные сюжеты и герои. Он обращается к окружающей действительности.
Соответственно столь же кардинально меняются и его взгляды на историю искусства, работы современных художников. Он с любовью вглядывается в холсты старых голландских мастеров, а из современных французских живописцев отдает очевидное предпочтение скромным пейзажам барбизонцев и картинам Ф. Милле (иные критики так и называли его голландским Милле).
Но Израэльс не был просто последователем барбизонцем. Он нашел свою собственную «ногу», стой темы, свою живописную систему. В его работах второй половины 1850-х годов преобладают сюжеты драматические, но драматизм ситуации он еще показывает несколько внешне, литературно («На кладбище», 1856; «После шторма», 1858). Позже он овладевает сложным искусством в нехитрой сюжетной сценке раскрыть глубокое жизненное явление, создать неповторимую эмоциональную атмосферу.
С 1870 года Израэльс поселился в небольшом рыбацком селении Схевенингене около Гааги и спокойно, последовательно, как летописец, писал одну за другой картины из жизни рыбаков, матросов. Израэльс был мастером психологического склада. Его интересовала судьба каждого из героев. У него есть и радостные, мажорные по настроению произведения, такие, как «Дети на берегу моря» (1872), «.Материнское. счастье» (1890). В них даже порой проскальзывают сентиментально-умилительные нотки, хотя Израэльс никогда не бывал слащав. Но более типичны для Израэльса произведения лирико-эллегические, где скрыта внутренняя драма. Это и «Одна на свете» (1876), картина, изображающая измученную женщину возле умершего мужа, и лаконичная, строго написанная композиция «Когда стареют» (1883), где сама фабула (изображена старая женщина, пытающаяся согреть руки у уже потухшего очага) воспринимается символически. Израэльс был поэтом обыденной жизни и видел ее в романтическом свете. В этом отношении характерна для него и небольшая картина «Швеи» (1870-е гг., ГЛШИ, Москва).
Израэльс был и тонким, незаурядным мастером портретной живописи. Живопись художника скромна, но насыщена сложными чувствами. Его произведения примыкают к той линии в истории голландского искусства, которая определяется именами «малых» голландцев. Израэльс любит внутреннее свечение золотистых оттенков, подчеркивает нерезкими переходами света переход из одного психологического состояния в другое. Но при всей близости традициям он смело вводит в своп картины и приемы пленерной живописи. В целом его творчество представляется единой поэтической сюитой.
В голландском искусстве XIX пека Израэльс показал своим соотечественникам, что традиции национального искусства могут помочь созданию новых художественных ценностей, что художник призван в своем искусстве, поэтически рассказывать о современности. Вокруг него сложилась целая школа (искусствоведы определяют ее как гаагскую), поставившая целью развивать национальные традиции и живописи. Творчество Израэльса имело немалый отклик и в других странах. Выдающийся немецкий художник-реалист М. Либерман посвятит его произведениям специальное исследование.


При цитировании гиперссылка обязательна.