Э. Карьер (1849-1904)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


«Сила чувства делает его равным самым великим поэтам» — сказал об Эжене Карьере художник и критик Морис Дени. Действительно, поэтичность — первое определение, которое приходит в голову при знакомстве с живописью и графикой Карьера. Тихой и грустной поэзией проникнуты его женские и детские образы; в его портретах писателей и художников раскрывается поэтическая сущность творческой личности, ее глубокая погруженность в свой внутренний мир.
Карьер принадлежит к тем художникам конца XIX века, в чьем творчестве выразилось ощущение неудовлетворенности существующими социальными условиями — ощущение, однако, не переходящее в активный протест. Тихая меланхоличность его творчества, мечтательность, обращение к глубоко личным, интимным темам как бы восполняли остро ощущаемый им недостаток доброты и поэзии в современном мире. Это не бегство от жизни, а открытие в ней новых пластов, новых ценностей, способных противостоять жестокости капиталистической действительности.
В этом отношении Карьер был не одинок — подобные идеи определяли, например, творчество импрессионистов. Но особенность Карьера заключается в том, что круг его тем ограничен интимно-лирическими переживаниями, тонкими оттенками одного определяющего чувства светлой печали.
У Карьера нет ни пейзажей, ни жанровых композиций — он писал только своих родных или людей, близких ему по духу. Чтобы создать художественный образ, ему надо было знать свою модель в совершенстве, проникнуться ее внутренним миром, слиться с нею. «Я вижу других людей в себе и нахожу себя в них; то, что волнует, маня, дорого и им»,— сказал он однажды.
Жизненный путь Карьера не богат внешними событиями. Младший ребенок в бедной и большой семье, жившей в Страсбурге, он рано узнал тяжкую нужду и труд. Замети» его склонность к рисованию, родители отдали сто и ученики в мастерскую литографа. Днем он печатал этикетки, визитные карточки и т. п., вечером занимался на курсах рисования. В один прекрасный день он бросил нос и уехал и Париж, решив стать художником.
В Париже Карьер поступает в мастерскую Кабанеля — художника академического направления, которую заканчивает в числе лучших. Франко-прусская война, разгром, плен, оккупация его родного города Страсбурга резко меняют течение его жизни. Карьер начинает сначала: опять поступает в литографскую мастерскую (на этот раз к знаменитому плакатисту Шере), а и свободное время занимается живописью. Известность и относительный достаток приходят к нему после многих лет упорной, полной тихого героизма борьбы с нуждой. Но, ни разу он не изменил своему принципу — касаться в искусстве лишь самого близкого, дорогого, того, что сроднилось с его собственной душой.
Может быть, поэтому так трогают и волнуют созданные им портреты некоторых его знаменитых современнике)» — Додэ, Родена, Верлена. На портретах Карьера лица как бы выступают из тумана — художник избегает четких контуров, резких теней, объем передан лишь градацией серебристых тонов.
Эта мягкость передачи объема напоминает поздние работы Родена е их трепетной поверхностью и игрой светотени. Вообще у Карьера гораздо больше точек - соприкосновения не с современной ему живописью, а со скульптурой и даже с поэзией. Его живопись построена не на цветовых контрастах, а на едва заметных оттенках тона.
Одни оттенки нас пленяют,
Не краски: цвет их слишком строг!
Ах, лишь оттенки сочетают
Мечту с мечтой...
Эти слова из программного стихотворения Верлена «Искусство поэзии» воспринимаются как программа и для искусства Карьера. Может быть, поэтому портрет Верлена оказался одним из лучших созданий художника. Карьер писал Верлена и 1890 году, а в I896, после смерти поэта, повторил портрет и литографии. На этом полотне, как сгусток спета, выступает мощная голова — со лбом мыслителя, с крупными чертами простолюдина, с полузакрытыми от смертельной усталости глазами. Можно представить себе, что А. М. Горький смотрел на этот портрет, когда писал о Верлене: «В его всегда меланхолических и звучащих глубокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и нежной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может..»


При цитировании гиперссылка обязательна.