Т. Жерико (1791 — 1824)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Теодор Жерико был первым крупным мастером французской романтической живописи. Его творчество протекало в бурную и противоречивую эпоху падения наполеоновской империи, реставрации монархии Бурбонов и демократического подъема 1820— 1823 годов.
Художник родился в Руане в зажиточной семье. С детских лет жил в Париже, куда переехали его родители. По окончании императорского лицея он начал посещать мастерскую пленериста и баталиста Шарля Берне, а в 1810 году перешел в мастерскую прославленного в ту пору «исторического живописца» Пьера Герена, где получил серьезную академическую выучку. Однако наибольшее воздействие на развитие Жерико оказаю творчество Жана Антуана Гро.
Увлеченный победами французского оружия. Жерико, опираясь на опыт Гро, в 1812 году создает большое полотно «Портрет лейтенанта Дьедонне», или «Офицер конных егерей». В период первой реставрации Бурбонов молодой художник пишет картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814). Эта картина явилась противопоставлением и вместе с тем парной работой к «Офицеру». Однако если в «Офицере» Жерико с романтическим пафосом рисовал полного отваги, неустрашимого воина армии Наполеона, то в «Раненом кирасире» он впервые во французском живописи создал образ, олицетворяющий трагический исход наполеоновской эпопеи. До конца империи Жерико писал картины на темы из военной жизни, которая была овеяна для нею « те времена романтическим ореолом боевых подвигов.
В 1816 году Жерико едет в Италию. Здесь он делает многочисленные графические композиции, стремится по-новому осмыслить наследие классики. Об атом, в частности, свидетельствует эскиз композиции «Бег свободных лошадей» (1816—1817), задуманный Жерико как героический образ. После возвращения в Париж Жерико сблизился с кругом оппозиционной, демократически настроенной молодежи, враждебной монархии Бурбонов. Отойдя от обветшалых идеалов классицизма, художник решительно обратился к современности. В Салоне 1819 года он выставил колоссальное полотно «Плот «Медузы», названное в каталоге по цензурным соображением «Сценой кораблекрушения».
Сюжетом для полотна послужило действительное событие. Незадолго до этого и Атлантическом океане затонул фрегат «Медуза». Оказалось, что он не был подготовлен к плаванию, команда не умела выполнять сноп обязанности, более того, на фрегате не было спасательных средств. Потерпевшим крушение удалось соорудить илот, на который выбралось 149 человек. После двух недель странствий, но океану в живых осталось всего лишь пятнадцать. Их подобрал проходивший мимо корабль.
Чтобы соблюсти точность в изображении всех деталей, художник изучал литературные документы о гибели фрегата, знакомился с пережившими трагическое плавание людьми. Тот самый плотник, что сколачивал плот, на котором удалось спастись группе пассажиров «Медузы», сделал для Жерико модель подлинного плотя. Художник специально поехал в Гавр и писал там этюды моря. Изучая деформации, которые производят в человеке голод, болезни и смерть, Жерико делал этюды с трупов и писал портреты больных. Для персонажей картины художнику позировали не профессиональные натурщики, а подлинные участники событий и его друзья, в числе которых был и молодой Делакруа.
Картина «Плот «Медузы» изображала тот момент, когда оставшиеся и живых люди, измученные двухнедельным странствием по морю, борьбой со стихией и голодом, вдруг увидели на горизонте корабль.
Художник стремился правдиво передать чувства и переживания потерпевших кораблекрушение. Полотно его отличалось смелым и глубоко продуманным динамичным композиционным построением, контрастами света и тени и воспринималось очень цельно. В «Плоте «Медузы» был создан исключительный по силе обобщения образ, драматически насыщенный, проставляющий человеческую солидарность, полю к жизни и мужество.
В 1820—1821 годах Жерико работал в Англии. Пребывание в этой стране во многом творчески обогатило художника. На бытовом английском материале он создал литографии «Большой английской сюиты». В них зазвучали ноты, обличающие мрачные стороны социальной жизни буржуазного общества. Их суровый и беспощадный реализм предвосхищал образы Домье и Курбе. Так, например, на одной из литографий Жерико изобразил нищего, умирающего от голода на пороге наполненной товарами лавки булочника.
Вернувшись в Париж, Жерико написал картину «Скачки в Эпсоме» (1821). Картина, написанная в небывалой для французской живописи того времени манере, приобрела большую известность. Для изображения лошадей она сделалась своего рода классическим каноном.
В 1822—1823 годах Жерико создал картину «Печь для обжига извести», которая явилась одним из основополагающих произведений в развитии реалистической трактовки пейзажа XIX века Большой интерес представляю! также несколько исключительных по силе и жизненности портретом душевнобольных клиники Сальпетриер (1819 1820), написанных Жерико.
Жерико был признанным вождем романтической художественной молодежи Франции. Ею увлекал ряд больших творческих замыслов. Он мечтал о монументально-исторических картинах, проникнутых высоким гуманизмом, духом борьбы за свободу прав человека. Однако этим мечтам не суждено было осуществиться. Он yмep в пору расцвета своего таланта.


При цитировании гиперссылка обязательна.