П. М. Кожин (Род. 1904 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Павел Михайлович Кожин — известный советский скульптор-керамист. Он влюблен в этот вид искусства и посвятил работе над керамикой всю свою творческую жизнь. С произведениями Кожина связана целая линия развития искусства керамики в нашей стране. Его работы неизменно вызывают восхищение своей красочностью, неожиданностью решения, богатой фантазией.
Кожин вырос в деревне в Горьковской области. Он не понаслышке знал народное творчество, прекрасные изделия безвестных мастеров. В 1926—1931 годах Кожин получил всестороннюю художественную подготовку на керамическом факультете московского Вхутеина. Он придумывал сервизы, различные комплекты сосудов, которые были бы красивы и удобны в быту. Многие из его проектов были реализованы в массовом производстве.
Мечтал Кожин и о мелкой пластике. Небольшая группа «Старик со старухой», исполненная им в 1933 году, привлекает добрым юмором, красноречивостью, декоративностью решения. Кожин выступает как рассказчик, и в этом особенность его дара. Он любит выразительные подробности и умеет пластически обыграть, подчеркнуть их значение цветом. Серия скульптур «Рыбы» носит несколько иной характер, здесь больше обобщений. Главная задача художника заключается в том, чтобы зритель воспринял как нечто само собой разумеющееся красоту формы и материала, считал красоту естественной нормой жизни.
В послевоенные годы Кожин по-прежнему тяготеет к тематической, сюжетной мелкой пластике. Ему нравится переводить на язык своего искусства события жизни, не упуская колоритных подробностей, делая произведение праздничным по своему звучанию. Он любит эффектную подглазурную роспись. В произведениях Кожина встречаются сюжеты, связанные с музыкой («Литовский танец», 1940; «Баян», 1949). Он часто обращается к фольклору, сказке, создавая сложные красочные композиции («Дар Хозяйки Медной горы», 1952; «Похищение Иванушки», 1954). Но все-таки его скорее можно назвать жанристом в скульптуре, чем фантастом. Иногда его рассказ становится даже излишне детализирован, подбор деталей носит несколько театрализованный характер («Воззвание Козьмы Минина», 1947).
Кожин увлекался и анималистической скульптурой, особенно этот жанр занимал его в 1950-е и 1960-е годы. Звери, сделанные художником; всегда добродушны, незлобливы. Они могли бы стать отличной иллюстрацией к сказкам, где звери — герои, наделенные обычными человеческими свойствами.
Кожин — автор ряда больших декоративных ваз, рассчитанных на современные интерьеры. Декораторский дар художника чувствуется и в керамических панно, исполненных им для станции метрополитена «Таганская» (1948— 1949).


При цитировании гиперссылка обязательна.