А. В. Фонвизин (Род. 1882 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В сокровищницу искусства акварели Артур Владимирович Фонвизин внес немалый вклад. В его произведениях эта тонкая техника, предназначенная, казалось бы, лишь для камерных графических работ, приобрела выразительность и темпераментность живописи.
Фонвизин родился в Риге в семье лесничего. Художественная одаренность юноши не оставила места сомнениям при выборе профессии. В 1904 году он едет в Мюнхен и проводит два года в мастерских Геймана и Герднера.
Вернувшись в Россию, Фонвизин систематически экспонирует свои работы на выставках различных художественных объединений, в числе которых были «Голубая роза», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Мир искусства». В 1915 году он поселяется в Тамбовской губернии и много работает с натуры. Во время Октябрьской революции художник переезжает в Тамбов. В 1918 году он преподает в тамбовской студии Пролеткульта, а в 1923-в Нижегородском художественном техникуме. Помимо педагогической работы Фонвизин занимается творчеством, пишет пейзажи, исполняет панно для оформления революционных празднеств. В 1922 году вместе с такими художниками, как С. Герасимов, Н. Чернышев, он вступает в общество «Маковец».
В конце 1920-х годов Фонвизин поселяется в Москве. Примерно в это время окончательно определяется круг его тем и интересов. Художник впервые обращается к акварели, которая вскоре становится его излюбленной живописной техникой. Портреты и сюжетные композиции, пейзажи, натюрморты, книжные иллюстрации, исполненные Фонвизиным, вскоре выдвигают его в число лучших и оригинальнейших советских акварелистов.
Широкую известность обрели акварели Фонвизина, выполненные в жанре сценического портрета. Они привлекают эмоциональностью, поэтической одухотворенностью образов. Таковы два портрета актрисы Малого театра Д Зеркаловой, запечатленной в роли Юлии Тугиной из пьесы А Островского «Последняя жертва» (1939-1940), портреты М. Бабановой' в роли Анки в «Поэме о топоре» Н. Погодина и в роли Полины из «Доходного места» А. Н. Островского (театр Революции). Не менее примечательны и портреты Б. Зускина, С Михоэлса, Л. Орданской.
В начале 1930-х годов в творчестве Фонвизина большое место занимает работа над книжной иллюстрацией. В 1935 году с его иллюстрациями выходят «Немецкие романтические повести», в 1937 году сказка Э.-Т.-А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Романтическое видение мира, выраженное в этих произведениях Фонвизина, характерно также для его работ на тему цирка. Он постоянно возвращается к этой теме на протяжении всей своей жизни. Наездницы, клоуны, акробаты запечатлены Фонвизиным в бесчисленном количестве набросков и композиций, передающих волшебную и праздничную атмосферу циркового зрелища.
Акварель в руках старого мастера и по сей день выразительное и тонкое средство, с помощью которого он ведет поэтическое повествование об окружающем мире.


При цитировании гиперссылка обязательна.