П. М. Третьяков (1832—1898)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


На собирателей произведений искусства порой смотрят как на неисправимых чудаков. В то же время хорошо известен тип маршана — дельца, скупающего за бесценок работы молодых художников, с тем, чтобы, выждав время, когда они достигнут славы, перепродать те же самые работы втридорога. Павел Михайлович Третьяков не был ни отреченным от жизни отшельником, ни жаждущим наживы коммерсантом на ниве искусства. Он боролся вместе с передовыми художниками за укрепление и развитие отечественного искусства бескорыстно. По словам И. Е. Репина, Третьяков вынес «на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи».
Собирать произведения русских мастеров Павел Михайлович Третьяков начал еще в молодости. В 1850-х годах отечественная живопись казалась чем-то провинциальным по сравнению с европейскими образцами, и в коллекционировании произведений русских мастеров было мало перспектив. Принявшись за дело, Третьяков решил, что со временем он превратит свое собрание в музей русского искусства. Ни одного официального музея такого профиля тогда не имелось. Свою судьбу как собирателя и художественного деятеля Третьяков связал с демократическим направлением в русском искусстве.
Уже в 1860-е годы Третьяков завоевывает большой авторитет в среде московских художников. Взгляды Третьякова на задачи искусства, на его место в общественной жизни формировались под непосредственным воздействием демократической критики и эстетики, в частности, работ В. Стасова и И. Крамского. Переписка художников с Третьяковым содержит бесценный для истории культуры фактический материал и сама по себе является интересным документом, характеризующим русскую эстетическую мысль прошлого века. Оценки Третьякова прямы и бескомпромиссны, суждения самостоятельны и часто поражают остротой и своеобразием.
В коллекционерской деятельности Третьяков твердо проводил свою линию, несмотря на нередкие конфликты и осуждение официальных властей. Так, он вызвал немалое недовольство Святого синода тем, что купил в 1861 году полотно В. Перова «Сельский крестный ход на пасху», антирелигиозное по своей сути, клеймившее дикость и невежество.
В русском изобразительном искусстве 1870-х — 1880-х годов возобладали передвижники. В завоевании победы демократического направления велика была и роль Третьякова. Во многом благодаря его щедрой финансовой поддержке стала возможной организация в десятках провинциальных городов России передвижных выставок, на которых широкие слои общества впервые знакомились с современным искусством.
Третьяков отбирал для своей галереи лучшие работы с выставок передвижников. Нередко он совершал покупки прямо в мастерских художников.
Третьяков любил угадывать талант в молодом художнике. Он часто приобретал работы с ученических выставок и в этом проявилась его дальновидность. Им были «открыты» К. Савицкий, И. Левитан, Н. Рерих и многие другие, впоследствии вошедшие в историю нашего искусства мастера. Замечательной идеей Третьякова было создание галереи портретов деятелей национальной культуры, которые по его заказу писали крупнейшие художники.
Существует ряд портретов самого Третьякова. Лучшим среди живописных портретов можно считать работу кисти И. Репина, а лучший скульптурный бюст исполнен С. Волнухиным (он установлен ныне у входа в залы Галереи).
Надо сказать, что, кроме работ современных ему художников, Третьяков собрал много прекрасных полотен русских мастеров XVIII и первой половины XIX века.
В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе с коллекцией своего брата Сергея Михайловича в дар городу Москве. С июня 1918 года декретом Совета Народных Комиссаров Третьяковская галерея была национализирована. Она является одним из крупнейших музеев мира. Каждый год с ее собранием знакомятся миллионы людей.


При цитировании гиперссылка обязательна.