С. Д. Лебедева (1892—1967)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Cappa Дмитриевна Лебедева вошла в историю советской пластики как необыкновенно тонкий мастер скульптурного портрета. Удивительно легко и свежо умела она схватить основные особенности характера портретируемых. Своеобразие ее работ заключалось, прежде всего, в умении запечатлеть трепетное движение жизни.
Способности Лебедевой к изобразительному искусству проявились рано; уже в 14 лет она стала посещать классы петербургской школы Общества поощрения художеств- В 1910 году Лебедева поступила в частную школу М. Бернштейна, продолжая заниматься там рисунком и живописью. Увлечение скульптурой привело ее в мастерскую Л. Шервуда (1912). Шервуд приучал своих учеников лишь к работе над фигурой, поэтому первые опыты Лебедевой в области портрета можно считать вполне самостоятельными.
В 1914 году для подготовки к экзаменам в Академию художеств она поступает в мастерскую Р. Гольдблата и параллельно учится у скульптора В. Кузнецова. Не попав в Академию, с 1915 года начинает самостоятельную работу.
Бывая неоднократно со своей семьей за границей, Лебедева и там упорно занималась изучением' искусств. Некоторое время ее больше интересовала живопись, особенно мастера Возрождения (из живописцев — Боттичелли, Пинтурикио, из скульпторов— Донателло). Позднее она оценила простоту и строгость египетской скульптуры, полюбила античную пластику и русскую скульптуру XVIII века. Огромный интерес у нее вызвали произведения Родена. Из современных русских мастеров ее внимание привлекал замечательный скульптор А. Матвеев.
Из ранних работ Лебедевой сохранилось несколько скульптурных портретов: «Голова китайца», «Голова боксера», «Портрет девушки». Эти произведения говорят о вей, как о сложившемся скульпторе, обладающем своим искренним и непосредственным подходом к модели. Уже в них видны та мягкость, проникновенность характеристик, которые типичны для творчества Лебедевой. В 1918 году Лебедева впервые экспонировала свои произведения на выставке «Мира искусства».
Вскоре после Октябрьской революции Лебедева, включившись, как и многие другие скульпторы, в осуществление ленинского плана монументальной пропаганды, начинает активно работать над памятниками деятелям революции и культуры. 306 Она лепит бюст Дантона (не сохранился), барельефные портреты Герцена и Робеспьера, затем создает барельеф и бюст Карла Маркса (1920).
В первые послереволюционные годы Лебедева мало работает в скульптуре, зато выступает как театральный художник, график, помогает своему мужу художнику В. Лебедеву, сотрудничавшему в «Окнах РОСТА». Несколько позднее, в 1922—1923 годах, Лебедева впервые обращается к фарфору. В 1925 году Лебедева переезжает в Москву. Здесь она лепит с натуры портрет Ф. Э. Дзержинского. Из-за вечной занятости Дзержинского работать приходилось в его кабинете во время вечерних занятий и по воскресениям. Впоследствии Лебедева вспоминала: «Иногда после заседаний, усталый, он меня все-таки принимал и извинялся, что задерживает. Часто я чувствовала, что его смущает, что я так его рассматриваю, он тогда спрашивал как-то застенчиво, не надо ли ему повернуться, и переезжал со своими бумагами на другой конец стола».
В период 20-х—30-х годов Лебедева создает множество интереснейших работ. Среди них особенно интересны портреты В. Иванова, А. Цурюпы, А. Серафимовича, С. Михоэлса, В. Мухиной. Одна из самых известных работ этой поры — портретный этюд В. Чкалова.
Как тонкий художник-психолог, мастерски умеющий раскрыть внутренний мир портретируемых, сложность их характеров, выступает Лебедева и в годы Великой Отечественной войны. К работам этого времени относится портрет А. Твардовского.
В 60-е годы Лебедева создает портреты Э. д'Астье де ла Вижери, Ц. Мансуровой, «Женский портрет». В них выражена активность внутренней жизни этих людей, яркость, незаурядность их личности.
Но не только портрет увлекал Лебедеву. Еще в середине 1930-х годов она начинала работать над монументальной пластикой. Первым ее большим произведением в этом роде была «Девочка с бабочкой» — двухметровая статуя, задуманная как парковая скульптура (1936—1937). Для гостиницы «Москва» Лебедева делает статую «Шахтер» (1934), в которой стремится к созданию типического образа человека эпохи построения социализма.
Интерес к монументальной скульптуре заставляет Лебедеву принять участие в конкурсе на проект памятника А. С. Пушкину (1937) для села Михайловского, затем Дзержинскому и Чкалову (1940). В проекте памятника Пушкину скульптор обращается к камерной трактовке образа поэта, уместной именно в интимном окружении природы заповедных пушкинских мест.
Сарра Дмитриевна Лебедева была избрана в члены-корреспонденты Академии художеств СССР и удостоена звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.


При цитировании гиперссылка обязательна.