А. Г. Венецианов (1780—1847)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В первой трети XIX столетия бытовой жанр в русском изобразительном искусстве приобрел новые черты, все более проникаясь демократическими настроениями. Именно в это время впервые в России появился живописец, который сознательно избрал бытовой жанр основной областью своего творчества. Его звали Алексей Гаврилович Венецианов.
Венецианов родился в Москве в небогатой купеческой семье. Уже взрослым человеком он приехал в Петербург, чтобы заниматься искусством. Его учителем стал художник В. Л. Боровиковский. Перенимая опыт этого тонкого портретиста, Венецианов копировал в Эрмитаже картины старых мастеров, главным образом итальянцев XVII века и испанца Мурильо.
Одним из первых наиболее примечательных произведений Венецианова следует признать его «Автопортрет» (1811), на котором художник изобразил себя с палитрой и кистью в руках. Почти одновременно им был написан большой портрет инспектора Академии художеств К. И. Головачевского.
К той же поре относится и группа рисунков Венецианова, посвященных жизни города. Эти рисунки («Сенной рынок», «Порт» и др.) можно расценивать, как попытку дать изобразительный очерк жизни Петербурга.
На события 1812 года художник откликнулся воспроизведенными в офорте и раскрашенными от руки карикатурами социально-бытового характера, обличающими французоманию русского дворянства.
Подъем национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 года, плодотворно сказался на развитии творчества Венецианова. Подвиг народа, поднявшегося на борьбу с наполеоновскими захватчиками, укрепил интерес художника к простому русскому человеку, его бытовому окружению. Основой тематики произведений Венецианова становится жизнь крепостных крестьян.
Оставив Петербург, Венецианов поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково (ныне Калининской области). Там художник создал лучшие свои произведения — галерею крестьянских образов, исполненных большого человеческого достоинства, духовной и физической красоты (1820-е— 1830-е гг.). Венецианов пишет крестьян в их обычном окружении, за повседневным трудом. Он создает тип многофигурной жанровой картины, в которой большую роль играет пейзаж или интерьер. Пейзажные фоны на полотнах Венецианова глубоко национальны. Он по праву считается родоначальником русского лирического пейзажа.
Наиболее известны картины Венецианова «Гумно» и «Жницы» (1820-е гг.), «Утро помещицы» (1823), «Захарка» (1825), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» (конец 1820-х — начало 1830-х гг.).
Утверждая положительную этическую и эстетическую сущность образа русского крестьянина, Венецианов не избежал идиллической трактовки крестьянской темы, что особенно проявилось в его работах конца 1830-х—1840-х годов.
Еще в 1820-х годах попытка Венецианова стать академическим преподавателем потерпела неудачу. Со временем он сам организовал художественную школу, где обучалось свыше семидесяти учеников, в большинстве своем крепостных, ремесленников, мещан. Вся педагогическая деятельность Венецианова по сути своей была враждебна Академии. Его школа явилась первым художественным учебным заведением в России, где в основу образования ставилась работа с натуры, изучение реальной действительности.
Наиболее последовательными и одаренными «венециановцами» были Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Е. Ф. Крендовский, А. Г. Денисов, Л. К. Плахов, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока. Эти художники расширили круг жанровых мотивов своего учителя, внимательно и любовно изображая современную им русскую жизнь и русскую природу.


При цитировании гиперссылка обязательна.