Н. К. Рерих (1874—1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, заборы с черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.
Картина называлась «Гонец. Восстал род на род». Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Сам Третьяков приобрел ее для своей галереи.
Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих. Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной им сюите «Славяне. Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Город строят» (1902).
В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли великий И. Репин и известный критик В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была и задумана серия «Славяне. Начало Руси».
Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов. Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь вещественным подспорьем для его поэтической фантазии. Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма. В 1900-х годах Рерих примкнул к группе художников «Мира искусства».
Увлекаясь народными песнями, преданиями, древнерусским зодчеством, Рерих в 1903—1904 годах совершил большое путешествие по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этого путешествия он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги, и скандинавский эпос.
Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявились в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1916).
Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).
Обладая живописным даром, острым чувством цвета, Рерих достиг большого успеха в театрально-декорационном искусстве. Как художник-декоратор он начал работать в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декораций к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже («Половецкий стан», «Путивль», 1908). К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г. Ибсена (1912, МХТ), балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж).
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершает выставочное турне по США, где он и поселился на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев и Тибета, предания и легенды их жителей.
Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть в них характер страны, в которой живет. Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея—Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).
Никогда не покидали художника темы и образы родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).
В 1947 году Рерих активно готовился к возвращению на Родину. Но болезнь и смерть помешали осуществлению давнего замысла художника. Свои произведения он завещал советскому народу.


При цитировании гиперссылка обязательна.