М. В. Алпатов (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Работы Михаила Владимировича Алпатова давно уже завоевали любовь читателей, интересующихся изобразительным искусством. В его книгах привлекает широкая эрудиция автора, ясность и четкость мысли, соединенные с ярким, эмоциональным восприятием явлений искусства. Это делает работы Алпатова интересными как для специалистов, так и для широких кругов любителей искусства. Михаил Владимирович Алпатов родился в Москве. Он учился в Московском университете (19J9—1921), после окончания, которого сотрудничал в различных научно-исследовательских организациях. С 1925 года начинается педагогическая деятельность Алпатова. Он преподавал во Втухемасе-Вхутеине, а позже, в 1930-е годы, в Московском государственном университете и в Московском институте философии, литературы и истории.
В первые годы своей научной искусствоведческой деятельности Алпатов интересовался в основном древнерусской и византийской живописью. В 1932 году в Германии был выпущен капитальный труд, написанный им в соавторстве с крупнейшим советским историком архитектуры Н. Бруновым, «История древнерусского искусства». К древнерусскому искусству Алпатов обращался неоднократно и в последующие годы. Он автор ряда статей и книг о художественной культуре этого времени. В период Великой Отечественной войны Алпатов написал работу об Андрее Рублеве (1943). Позже, в 1959 и в 1962 годах, были изданы его новые книги о Рублеве.
Начиная с 1930-х годов Алпатов публикует и труды по истории западноевропейского искусства. Он писал о П. Брейгеле, К. Коро. Широкий отклик имели прекрасно написанные книги «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939), рассказывающая о зарождении реализма в итальянской культуре XIII—XIV веков, и «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1939, переиздана в 1964 году).
В 1945 году Алпатова приглашают в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. Именно в это время он много сил и энергии отдает работе над трехтомной «Всеобщей историей искусства» (1948—1955). Ее издание стало большим событием в культурной жизни нашей страны. Вслед за этим интереснейшим исследованием Алпатов пишет капитальную монографию «Александр Андреевич Иванов» (два тома, 1956), ярко и всесторонне осветившую творчество выдающегося русского художника. К числу лучших искусствоведческих трудов Алпатова последнего времени относятся и два тома «Этюдов по истории русского искусства» (1967).
При всей своей эрудиции, уникальной широте знаний, Алпатов вовсе не является кабинетным затворником. Музейную обстоятельность, серьезность он соединяет со страстностью художественного критика, заинтересованного в судьбах современного искусства. Он интересно пишет и о творчестве советских художников, таких, как В. Фаворский, П. Митурич, А. Матвеев, П. Кузнецов, и о крупнейших мастерах прогрессивного европейского искусства — А. Матиссе, П. Пикассо и других. Действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР Алпатов за выдающиеся достижения был награжден орденом Ленина. Он ведет очень большую общественную деятельность, являясь вице-президентом общества Франция—СССР, членом многих международных культурных организаций, в том числе Европейского общества культуры в Венеции. Его работы были изданы в Италии, США, Германии, Франции и в других странах.


При цитировании гиперссылка обязательна.