Н. С. Пименов Младший (1812—1864)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Скульптора Степана Степановича Пименова постиг жестокий удар —ему было предложено подать заявление об отставке из Академии художеств, где он работал и преподавал около тридцати лет. Поводом к этому послужило недовольство Николая I выполненными Пименовым бюстами самого императора и императрицы. Через два с половиной года после этого Пименов умер. В ту пору его сыну Николаю было за двадцать и он имел немалые знания и навыки в работе скульптора.
Спустя три года после смерти отца Пименов Младший, будучи еще воспитанником Академии художеств, исполнил статую «Парень, играющий в бабки». Она появилась на академической выставке вместе со статуей «Парень, играющий в свайку» другого молодого скульптора — А. Логановского.
Среди почетных гостей, посетивших выставку, был А. С. Пушкин. Гениальный поэт - сразу же обратил внимание на статуи Пименова и Логановского. «Наконец, и скульптура в России становится народною!» — радостно сказал он, обращаясь к сопровождающим его лицам. Президент Академии художеств А. Оленин тут же представил Пушкину Пименова. Как вспоминал впоследствии сам Пименов, Пушкин с большим волнением пожал руку молодого скульптора, назвал его «братом» и пригласил заходить к себе.
Тут же Пушкин набросал в записной книжке два четверостишия, посвященные новым скульптурным произведениям. Вырвав затем листки из своей книжки, поэт передал их Пименову и Логановскому.
На листке, врученном Пименову, было написано классическим гекзаметром:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился... Прочь! Раздайся народ любопытный.
Врозь расступись: не мешай русской удалой игре.

Это четверостишие необычайно лаконично и выразительно характеризовало статую Пименова, в которой скульптор, на основе творческого освоения великого наследия античного искусства стремился передать красоту и силу русского человека.
Работы Пименова и Логановского были удостоены больших золотых медалей. Обе статуи отлили из чугуна и установили в саду нового Царскосельского Александровского дворца по обеим сторонам среднего крыльца у колоннады.
Получив Большую золотую медаль, а вместе с ней право на заграничную командировку, Пименов отправился в Италию. Уже в первые годы пенсионерства он создал статую «Мальчик, просящий милостыню». За мраморный оригинал этой статуи Пименов получил звание академика (1844). Живя в Италии, скульптор с большим увлечением трудился над моделями «Фонтана богатырей», который предполагалось установить на одной из московских площадей. Много времени он отдавал также и малой пластике. Из его произведений этого рода наибольшей известностью пользуется статуэтка «Сидящий молодой человек с тросточкой» (1844).
В 1850 году Пименов вернулся на родину и вскоре был назначен профессором скульптуры Академии художеств, на место, освободившееся после смерти И. Витали. Последний период творчества Пименова отмечен упорной работой над памятником выдающемуся русскому флотоводцу М. Лазареву. Памятник адмиралу Лазареву, решенный в традициях русской монументальной скульптуры, был заложен в Севастополе в мае 1863 года. Пименову не суждено было дожить до торжественного открытия своей лучшей работы, которая заняла видное место в истории русской монументальной скульптуры.
После смерти Пименова в его мастерской осталось много эскизов, ряд проектов и моделей памятников, портретные бюсты и статуэтки. Среди них был проект памятника А. С. Пушкину, модели памятников героям Севастопольской обороны, модели аллегорических композиций «Милосердие», «Закон», статуэтка «Слава», терракотовая фигура «Каин».
Среди многочисленных учеников Пименова особое .внимание привлекает скульптор М. Чижов, автор известной группы «Крестьянин в беде». У Пименова начал учиться молодой М. Антокольский.


При цитировании гиперссылка обязательна.