А. Хиттусси (1847—1891)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Чешские художники прошлого века принимали активное участие в .борьбе своего народа за самостоятельность. Историческая живопись воспринималась зрителями как своего рода призыв к национальному возрождению. Но в этой борьбе по-своему использовалась и пейзажная живопись, казалось бы, весьма далекая от конкретных политических действий. Пейзаж рассказывал о красоте чешской природы, пробуждал чувство гордости за свою землю. Одним из самых популярных пейзажистов этого времени был Антонин Хиттусси, по праву причисляемый к классикам чешского искусства XIX столетия.
С 1866 года Хиттусси начал учиться в Пражской Академии художеств у Й. Тренквальда. Через два года мы встречаем его в Мюнхене. В 1869 году Хиттусси проходит военную службу в Вене и посещает там, в качестве вольнослушателя местную Академию. После этого он возвращается в Прагу, чтобы, наконец, закончить свое ученичество. В Пражской Академии он входит в кружок патриотически-настроенных студентов, пробует свои силы в исторической композиции. В 1874 году Хиттусси и Алеша, величайшего в будущем исторического живописца Чехии, исключают из Академии за приверженность к темам из национальной истории и протест против сложившейся системы преподавания.
В 1879 году Антонин Хиттусси уезжает в Париж. Во Франции он прожил пять лет. Это период был решающим в его творческой судьбе. Он окончательно сосредоточил все свои усилия на пейзажах. В них он выразил свою любовь к родной стране. Центральное место среди его работ этого времени занимает большой пейзаж «Чешско-Моравское нагорье» (1882). Простой, даже несколько суровый, пейзаж решен как законченное композиционное полотно. Мы чувствуем величие и красоту этой земли, проникаемся ее поэзией. Поэзия эта — не интимная, не камерная. Художник стремится в своем пейзаже выразить чувства многих людей, обращается к их чувству родины. Подобного рода подход, редкий для европейского пейзажа той поры, мы видим и в его небольшом пейзаже «Долина Влтавы у Розтока» (1884), решенном в эпическом монументальном духе. Для Хиттусси характерно построение композиции с высоким горизонтом. Он как бы показывает широкую панораму родной земли. Нередко в его работах, особенно ранних, ощущается настроение легкой грусти. Оно определяет интонацию ясного и прозрачного пейзажа «Ласеницкий пруд» (1886).
Хиттусси подходил к природе как к живому, развивающемуся явлению. Наряду с пейзажами символически-собирательными по характеру своего образа, есть у него немало очень эмоциональных произведений. «Пейзаж с рекой» (1885) привлекает своей предельной простотой, искренностью. Это — пейзажи настроения, лирические в своей основе.
Великолепным образцом живописного мастерства Хиттусси является его «Пейзаж с поездом» (1887). Он сложен и разнообразен по цвету. Художнику удалось передать тревожное состояние природы и живописность цветущего поля, оставаясь в пределах, казалось бы, традиционной композиции. В колористической гамме этой работы так же, как и во многих других пейзажах Хиттусси, явственно ощущается глубокое звание высших достижений французской пейзажной живописи прошлого столетия. Еще в годы пребывания во Франции художник досконально изучил пейзажи мастеров барбизонской школы. Со временем все больше увлекала его и живопись французских импрессионистов. Он обращался к урокам парижских живописцев прежде всего потому, что хотел поднять национальную школу до уровня современного искусства. Он выступал против провинциальной ограниченности и замкнутости.
Хиттусси работал не на узкий круг любителей. Ему хотелось, чтобы его искусство прочно вошло в жизнь народа, стало необходимым ему. Он ставил перед собой цель: «Живописным пейзажем я должен до слез растрогать крестьянина».
Хиттусси пытался писать и исторические полотна, у него имеются и работы жанрового характера. Немало сил он отдавал портрету. И все-таки всегда на первом месте у него оставался пейзаж. Именно пейзаж «Чешско-Моравское нагорье» он определял как работу программную для себя. Лучшие пейзажи Антонина Хиттусси составляют своебразную страницу не только чешского искусства, но и всей европейской живописи XIX века.


При цитировании гиперссылка обязательна.