И. Хиросиге (1797—1858)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В XVII веке в японском искусстве определилось реалистическое направление, получившее название Укийо-е, что значит «Картины жизни» или «Образы преходящего мира». Тематика произведений художников, примыкавших к этому направлению, составившему целую школу, была теснейшим образом связана с народной жизнью. Велика заслуга этих художников и в развитии гравюры на дереве (ксилографии) — массового, доступного демократическим слоям населения вида искусства. В произведениях художников школы Укийо-е, так же как в новеллах крупнейшего писателя .того времени Ихара Сайкаку (1642—1693) и в постановках нового театра без масок — театра Кабуки, запечатлевались уличные сцены, увеселения горожан, быт ремесленников, торговцев, актеров, гейш.
Школа Укийо-е сказала новое слово и в пейзажной живописи. Взамен идеального представления о природе, господствовавшего в пейзажах эпохи средневековья, художники новой школы показывали в своих произведениях реальную японскую природу во всем ее многообразии. Первым крупнейшим художником, в творчестве которого нашла свое воплощение живая и прекрасная природа Японии, был Кацусика Хокусаи. Родившийся на четверть века позже него Итирюсаи Хиросиге был пейзажистом лирического склада. В его пейзажах не было взволнованности и динамичности образов Хокусаи. Он просто и поэтично рассказывал об обыденной жизни, о том, что радовало его глаз и сердце.
Родился Итирюсаи Хиросиге в Эдо (ныне Токио), в семье ремесленника. Учился у гравера Утагава Тоехиро и был среди его учеников самым способным. Хиросиге слыл простым и очень скромным человеком. Много времени посвящал он изучению явлений природы, которую глубоко любил и тонко чувствовал.
Свои первые пейзажи Хиросиге создал в двадцатилетнем возрасте. В тридцать семь лет он был уже знаменит. Успех ему принесла серия ксилографии «53 станции Токайдо», созданная на основании многочисленных зарисовок во время его первого путешествия из Токио в Киото. Работая над гравюрой, художник стремился запечатлеть конкретный облик того или иного места. Он видел поэзию в простом и обыденном. Его гравюры пользовались большой популярностью. Они отличались интересной композицией, выразительным силуэтом, ясной и отточенной линией рисунка.
Ксилографии Хиросиге изысканно декоративны. Он любуется кружевом припорошенных снегом веток сосны, косой завесой проливного дождя, тихими городскими улицами. Художник стремится к естественности и правдивости цветовых сочетаний, точно передает атмосферу и состояние природы.
Характерный пример творчества Хиросиге представляет собой гравюра «Деревня в горах». На ней изображены двое крестьян на высоком горбатом мосту. Их соломенные плащи, так же как виднеющиеся вдалеке горы, крыши домов, деревья, покрыты толстым слоем снега. Чувствуется, что снег мягок и пушист. В верху гравюры — темная полоска неба, а все остальное бело, и сыплются, сыплются крупные снежные хлопья... Не менее поэтична гравюра художника «Ливень на мосту». Хиросиге справедливо называли поэтом природы.
Среди наиболее значительных произведений Хиросиге — «8 видов Оми», «69 видов Кисокайдо», «100 видов Эдо» (например, гравюра «Фейерверк», из этой серии) и многие другие. Неутомимый путешественник Хиросиге воспевал в своих гравюрах дороги Японии, ее горы, бухты и заливы. Был он известен не только как гравер, но и как талантливый мастер станковой живописи.


При цитировании гиперссылка обязательна.