П. Уччелло (1397—1475)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Паоло Уччелло был одним из самых оригинальных итальянских живописцев XV века. Имя его в истории искусства окружено легендами. Одним он казался несусветным чудаком. Другие воспринимали Уччелло как одного из испытателей новой системы художественных приемов, недооценивая эмоциональной сферы его творчества. Так, например, автор жизнеописаний итальянских художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари искренне считал, что Уччелло был бы великим художником, если бы изображению людей и животных он уделял такое же внимание, как задачам перспективы. Непохожесть, более того, нередко противоположность произведений Уччелло творчеству других крупнейших мастеров эпохи возводилась едва ли не в ранг недостатка. И только XX век по справедливости оценил все своеобразие его художественного мира.
Паоло Уччелло родился во Флоренции. Учился в мастерской знаменитого скульптора Гиберти, так что его творчество могло бы вполне развиваться в традиционном русле. Но в 1425 году художник на целых шесть лет уезжает в Венецию. Пребывание в Венеции, где сильно ощущалось влияние византийской художественной культуры, вероятно, сыграло решающую роль в формировании вкусов Уччелло. Здесь Уччелло познакомился с образами средневекового североитальянского готического искусства, которого во Флоренции почти не знали и уж во всяком случае, оно не интересовало художников. Только веронский живописец Пизанелло в это время оценил готическое искусство и вдохновлялся им. Уччелло увлек своеобразный романтический мир готики. И когда в 1431 году он вернулся во Флоренцию, то попытался совместить наивность и декоративную привлекательность, утонченность линейных построений средневекового искусства с веяниями нового времени.
В ту пору бурно развивалась наука. Ее открытия оказывали огромное влияние на ренессансную теорию искусства. Уччелло был чрезвычайно увлечен проблемами перспективы. Его восклицание, переданное Вазари: «О, какая сладостная вещь перспектива!» стало хрестоматийно известно. В ту эпоху перспективой интересовался не один Уччелло. Над перспективой работали и Брунеллески, и Альберта, и Пьеро делла Франческа, написавший даже «Три книги о перспективе». Но если великие современники Уччелло изучали перспективу скорее как научное представление о пространстве, как объективную характеристику окружающего мира и непреложное правило, то самого Уччелло интересовала перспектива и как поэтическая материя. По своему складу он был все-таки художником, склонным к чудесам и фантастике, искусство воспринимавший как замечательную игру человеческого воображения.
Уччелло почти безвыездно жил во Флоренции. Как-то работал в Падуе, да три года, с 1465 по 1468, уже в старости, в Урбино. Во фреске для собора во Флоренции, где Уччелло было заказано изобразить портрет кондотьера, англичанина родом, Джона Хоквуда (Акуто, 1436), он добился иллюзии скульптурного памятника. Фигура коня и всадника даны художником в точном перспективном сокращении, объемность изображения подчеркнута и холодными серо-зелеными красками, рельефно выступающими на приглушенном красном фоне. Тогда же в 1430-е годы, Уччелло работает и над циклом фресок для церкви Санта-Мария Новелла в Кьостро Верде близ Флоренции.
Самые знаменитые картины Уччелло «Битва при Сан-Романо», «Битва святого Георгия с драконом» (они существуют в нескольких вариантах) и «Ночная охота» дают замечательное соединение реального и сказочного. Это великолепная декоративная живопись в то же время полная глубокого смысла. Уччелло вовлекает зрителя в свои праздничные театрализованные живописные представления, которые восхищают нас декоративной красотой и неистощимой авторской выдумкой.


При цитировании гиперссылка обязательна.