Г. Кольбе (1877—1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


С именем Георга Кольбе тесно связано развитие реалистической немецкой скульптуры XX века. И сегодня еще можно проследить традиции его пластики в творчестве современных мастеров, как в Германской Демократической Республике, так и в среде художников-реалистов Западной Германии.
Кольбе родился в городе Вальдгейме в Саксонии. Учился он в Лейпциге у широко известного в то время живописца и графика М. Клингера. В 1897—1901 годах Кольбе жил в Париже, где хорошо изучил достижения современных ему французских скульпторов. В первые годы творческой деятельности он равномерно занимался живописью, графикой и скульптурой. Графические достоинства работ Кольбе вне сомнений. Как и многие крупные скульпторы, он отлично рисовал. В его творческом наследии есть и законченные графические серии, такие, как вариации на темы «Фауста» Гете (около 1900 года), и рисунки тушью «Танцовщицы» (1921), перекликающиеся с некоторыми скульптурными фигурами, исполненными им в тот же период.
Как скульптор Кольбе совмещал интерес к современным, обобщенным по пластике, лаконичным решениям с верностью основам классической скульптуры. Мир его творчества ясен, спокоен, классически размерен. Некоторые критики пытались объяснить эти особенности искусства Кольбе влиянием на него теории формы убежденного сторонника классики А. Гильдебранда. Но прежде всего таков был, по-видимому, характер самого дарования Кольбе. Даже в 1920-е годы, в эпоху наибольшего распространения экспрессионизма в немецком изобразительном искусстве, мастер сохранил верность своей строгой четкой манере лепки, лишь в немногих работах отдав, дань господствующим веяниям.
Кольбе был чутким, вдумчивым портретистом. В ряде своих портретов, в портрете композитора И.-С. Баха (1903), живописца М. Слефогта (1926) он подчеркивает духовную значительность своих героев. Часто на берлинских выставках (а он почти безвыездно жил в Берлине, только в 1913 году совершив поездку в Египет, а в 1932 году в Москву) выставлялась и фигурная пластика Кольбе. Такие его произведения, как «Стоящая девушка» (1915), «Торс» (1919), «Танцовщица» (1912), «Адажио» (1923), привлекают богатством ритмов, сложной гармонией пластических объемов, поэтичностью настроения. К числу зрелых работ мастера можно отнести и динамичную, полную внутренней энергии бронзовую «Наяду» из собрания Гос. музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Кольбе выполнил также ряд выразительных памятников, в том числе памятники Г. Гейне (1915), Бетховену (1927—1947) и памятник жертвам фашизма (1946).


При цитировании гиперссылка обязательна.