М. Алеш (1852—1913)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Миколаш Алеш — это целая эпоха в истории чешского изобразительного искусства и общественной мысли. Замечательный художник отдал свой талант прославлению своего народа, его истории, истории борьбы за национальную независимость. В эпоху, когда Чехия томилась под игом Австро-Венгерской империи, это обращение к истории имело глубокий смысл. Оно пробуждало патриотические чувства людей, их гражданскую совесть. Произведения Алеша становились знаменем борьбы, объединяя мысли и чувства людей.
Миколаш Алеш родился в селении Миротицы. В 17 лет он стал студентом Пражской Академии художеств. Его учителя И. Свертс и И. Тренквальд тоже писали исторические картины, но их отвлеченные композиции не могли служить образцом для начинающего художника. В 1875 году Алеш был отчислен из Академии за последовательное обращение к сюжетам национальной истории. Кроме того, он осмелился выразить недовольство педагогической практикой.
Уже в 1870-е годы художник ставит перед собой цель — создать живописную летопись своего народа. Он начинает цикл картин из истории гуситских войн. Алеш стремится совместить историческую правду деталей с правдой характеров, чтобы его произведения убеждали и волновали зрителей.
Для устремлений Алеша в этот период характерно полотно «Гуситский лагерь» (1877). Художник передает в нем суровую и очень правдивую в деталях атмосферу быта лагеря. Здесь и всадники, готовые двинуться дальше, и воины, отдыхающие у костра, и седобородый старец, читающий книгу, и женщина с ребенком. Определенную роль в создании необходимого настроения художник отводит и пейзажу, особенно небу — сумрачно-серому, но на горизонте уже начинающему светлеть. Отзвуки творчества старых мастеров в картине несомненны, тем не менее, она увлекает силой и непосредственностью переживания.
Прекрасным мастером психологического анализа Алеш показывает себя в небольшом холсте «Над могилой воина-гусита» (1877). Образ старого всадника, в задумчивости остановившего коня у могилы боевого товарища, решен очень просто, без постановочных эффектов, столь распространенных в исторической живописи прошлого века. Хмурый зимний день, заснеженная равнина помогают еще более глубокому раскрытию характера воина-гусита. Обычный жанровый эпизод приобретает значительность, воспринимается как обобщение, как глубокий символический образ.
Острое столкновение противоположных человеческих характеров придает внутреннее напряжение большому полотну Алеша «Встреча Иржи из Подебрада с Матиашем Корвином» (1878). Иржи из Подебрада — это воплощение представлений о воине, Матиаш Корвин — о хитрости и коварстве монарха. Но в этой работе Миколашу Алешу не удалось избежать театральной помпезности в самой композиции картины. Все напоминает сцену, разыгранную актерами, одетыми в пышные исторические костюмы. Здесь видно, как трудно было художнику преодолевать сложившиеся штампы исторической живописи. Небольшие этюды Алеша («Схватка всадников», 1878),напротив, отличаются непосредственностью, живостью темперамента, живописным мастерством.
Важное событие в жизни художника — участие в декорировании здания Национального театра. Алеш воспринял эту свою работу как заказ огромной общественной значимости. В своих проектах композиции для Национальною театра он обратился к языку символов и широких сопоставлений. Сюжеты этих композиций — реальные события из истории Чехии, легенды, сказки. В росписях Алеш становится патетичным, акцентирует романтическое начало.
По ряду причин и экономического, и политического порядка картоны Алеша не были реализованы. Но он продолжал свою работу в области монументального искусства. Алешом сделаны росписи в технике сграффито, и доныне украшающие многие здания Праги. В этих композициях он развивает четкую графическую манеру, найденную им в работе над картонами для Национального театра. В их стилистике, приверженности художника к орнаментально-линейным решениям уже ощущается утверждение в европейском искусстве принципов стиля модерн.
Последний период творчества Алеша в основном связан с графикой. Он делает станковые графические композиции («Ян Жижка», 1908, «Полки Игоревы», 1902), выступает как карикатурист. Но наиболее значительны его иллюстрации, самыми популярными из которых стали иллюстрации к народным песням и поговоркам.


При цитировании гиперссылка обязательна.