Б. Сен (1897—1960)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


На рубеже XIX—XX веков в Индии под влиянием роста борьбы за национальную независимость в изобразительном искусстве произошел значительный сдвиг. В Калькутте, бывшей в то время столицей Индии, группа художников во главе с Абаниндранатхом Тагором и английским историком искусства Э. Б. Хавеллом объявила своей программой борьбу за утверждение старых традиций в противовес европеизированному искусству, получившему распространение в Индии во второй половине XIX века.
Новое течение приобрело широкую известность под названием «Бенгальское Возрождение». Создавалось новое искусство, ставившее целью выразить национальные идеалы. А. Тагор и целый ряд его учеников — крупнейших индийских художников — распространяли эстетические и художественные взгляды «Бенгальского Возрождения» По всей Индии.
Среди художников, связанных с «Бенгальским Возрождением», был и Бирешвар Сен. Он немало сделал для популяризации национальных традиций индийского искусства и развития в нем реалистических тенденций.
Бирешвар Сен родился в Калькутте, учился у А. Тагора и в Государственном колледже искусств и ремесел в Лакхнау. Специальностью Сена были английский язык и литература. Занимаясь преподавательской деятельностью, он мог отдавать живописи лишь свободное от работы время.
С 1923 по 1926 год Сен преподавал в художественной школе Патны, а затем перешел в художественную школу Лакхнау. Здесь он уже начал заниматься живописью регулярно. Если первые работы Сена — зарисовки женских головок — были мало профессиональны, то с течением времени, овладевая мастерством живописца, он проявляет себя как превосходный колорист. С этой точки зрения известный интерес представляет одна из его ранних картин «Молочница».
Со временем занятия Сена живописью отодвигают на второй план его преподавательскую деятельность. Он становится одним из учеников художника Э. Дуллака, что во многом способствует развитию его таланта.
Сен работал главным образом в области пейзажной живописи, создавая полные жизненной правды образы родной природы, проникнутые большой человечностью. Обладая острым чувством цвета, художник искусно передавал различные световые эффекты.
Значительное влияние на Сена оказал Н. К. Рерих. С этим замечательным русским художником, прожившим многие годы в Индии, Сен встретился еще в 1923 году. Влияние Рериха особенно чувствуется в пейзажах Сена, воспевающих красоту и величие Гималайских гор. С большим живописным мастерством исполнен пейзаж «Золотые горы». Это симфония цвета, где розовато-фиолетовые и серо-голубые тона, очень чистые и глубокие, передают волшебную красоту вечерних Гималаев.
Многие произведения Сена находятся в музеях Калькутты и Майсора. Среди них выделяются выполненные темперой картины: «На морском берегу», «Волшебный пруд», «Благословение святого».


При цитировании гиперссылка обязательна.