У. Хогарт (1697—1764)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В середине XVII века в Англии произошла одна из первых в Европе буржуазных революций.
Вместе с последовавшим затем быстрым экономическим и политическим ростом буржуазного общества в Англии складывалась богатая и своеобразная национальная культура. Одним из основоположников национальной английской школы живописи был Уильям Хогарт.
Хогарт родился в Лондоне в бедной семье типографского корректора. С ранних лет его определили учеником в мастерскую гравера по серебру Э. Геймбла. Затем Хогарт прошел курс обучения в художественной школе Джеймса Торнгилла. С 1730 года началась его самостоятельная творческая деятельность, примечательной особенностью которой было воплощение какого-либо замысла в цикле станковых произведений. Стремясь к общедоступности, Хогарт систематически повторял свои живописные полотна в виде гравюр, имевших самое широкое распространение. Свой первый графический цикл из шести листов — «Жизнь проститутки» — Хогарт создал в 1731 году. За ним последовало восемь листов «Жизнь кутилы» (1735). Десять лет спустя появляется ставший наиболее известным цикл Хогарта «Модный брак», состоящий из шести листов, а в 1755 году цикл «Парламентские выборы», с замечательной сатирической остротой обличающий продажность и грязные махинации политических деятелей.
Каждый цикл, созданный Хогартом, представлял собой развернутое драматическое повествование из жизни современного английского общества. Картина или гравированный лист, входившие в цикл, были в то же время самостоятельными законченными произведениями. В лучших работах Хогарта наличествует интересный сюжет, характерность типов, крепкий юмор. Безжалостно вскрывая общественные язвы и пороки, Хогарт, однако, не посягал на основные устои общества. Обличительный пафос его произведений ограничивался рамками буржуазной морали. В то же время многие работы художника были проникнуты сочувствием к простому человеку («Поэт в нужде», «Саутуорская ярмарка», «Странствующие актрисы, одевающиеся в сарае» и другие).
Хогарт был известен также как крупный мастер портретной живописи. Создавая образы своих современников, он был чужд какой-либо идеализации. Именно в портретной живописи особенно ярко раскрывается блестящий колористический дар художника. Кисти Хогарта принадлежат такие шедевры английской живописи, как «Актер Гаррик с женой», «Автопортрет с собакой», «Слуги», «Портрет сестры художника Анны», «Портрет миссис Солтер» и, наконец, «Продавщица креветок». Последняя работа воссоздает полный оптимизма образ девушки из народа, краснощекой и синеглазой рыбачки. Полотно это написано в широкой, свободной манере. От него словно веет дыханием моря, свежестью.
У Хогарта не было непосредственных учеников и преемников в живописи. Яркий и самобытный художник, непримиримый враг официального искусства, боровшийся за утверждение реализма и идей гражданственности в искусстве, Хогарт был чужд зарождавшейся в ту пору академической школе и светским портретистам. Свои прогрессивные взгляды на искусство Хогарт выразил не только в своих произведениях, но и в теоретическом трактате «Анализ красоты».
Искусство Хогарта — зачинателя прогрессивных традиций английского изобразительного искусства — оказало значительное влияние на европейскую бытовую реалистическую живопись XIX века. По словам В. В. Стасова, оно явилось предвестником критического реализма.


При цитировании гиперссылка обязательна.