С. А. Чуйков (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество одного из самых значительных современных советских художников Семена Афанасьевича Чуйкова в равной мере принадлежит как русскому искусству, так и искусству Киргизии. Можно без преувеличения сказать, что именно Чуйков первый открыл красоту Киргизии для живописи. Больше других он способствовал широкому признанию киргизской художественной культуры. В то же время его искания лежат в русле развития русской советской живописи.
В Киргизии Чуйков родился и вырос. Учиться он начинал в 20-х годах в Ташкенте, где работало тогда много интересных мастеров. Позже продолжил образование в московском Вхутемасе, в мастерской Р. Фалька, живопись которого он и сегодня оценивает чрезвычайно высоко. Вместе со своими друзьями он организовал общество «Рост». В годы, когда многие искренне думали, что станковое искусство безнадежно устарело и отомрет при социализме, эти художники решили найти новые возможности развития живописи. На одном из диспутов тех лет Чуйков решительно утверждал: «Говорить о том, что в наш переходный период с его резкими противоречиями станковая живопись не нужна — совершенно нелепо... Мы, небольшая группа молодежи, считаем, что станковая живопись должна видоизмениться и переродиться в какую-то другую форму, которую условно можно назвать монументальной». Время показало правильность тогдашней позиции, хотя сформулирована она была не совсем четко. Однако в то время для самого Чуйкова было еще далеко не окончательно ясно, сумеет ли он сам выполнить эту задачу или нет. Он еще колебался между живописью и литературой, выпустив в свет повесть и несколько рассказов. .
1930-е годы решили судьбу Чуйкова-художника. Он нашел свою тему, которая постепенно заставила его пересмотреть арсенал выразительных средств своего искусства. В эти годы появляются первые полотна из киргизской живописной сюиты. Художник чрезвычайно активно выступает и как организатор культурной жизни Киргизии, становится первым председателем Союза художников в республике, участвует в формировании первых коллективных выставок и музея. .
Но настоящий расцвет дарования Чуйкова приходится уже на послевоенные годы. Его полотно «Дочь Советской Киргизии» (1948) стало важной вехой в развитии нашего изобразительного искусства в этот трудный для него период развития. Художник изобразил девушку киргизку, которая идет по степи с книгами в руках. Нельзя сказать, чтобы подобных сюжетов не касались до этого и художники среднеазиатских республик, и их московские коллеги. Но, как правило, эти работы были либо по-плакатному, однозначны, либо этнографически натуралистичны. Картина Чуйкова воспринималась как символ новой жизни народа. И это было достигнуто благодаря мастерскому живописному решению темы. Художник тщательно разработал цветовую партитуру полотна: зритель радовался синеве неба, праздничной яркости красок одежды. Красота цвета, психологическая точность решения портрета, романтика пейзажа — все воспринималось как гимн человеку. В картине «Дочь Советской Киргизии» так же, как и в ряде других полотен той поры («Утро»), художнику удалось великолепно выразить новое отношение к миру, рожденное нашей социалистической действительностью. .
В 1950-е годы в творчество Чуйкова входит его вторая «сквозная» тема — Индия. Тональность его картин, посвященных природе и людям этой страны, иная, чем в киргизской сюите. Чуйкова во время пребывания в Индии поразила и необычайная красота страны, и драматические конфликты в ее современной жизни, ее устремленность в будущее. В индийских работах нередко есть оттенок грусти, горечи. Это лирическое размышление о судьбах людей. Они имели громадный успех и в самой Индии. Художнику была присуждена премия Джавахарлала Неру. .
В 1960-е годы обе эти темы, переплетаясь, продолжают развиваться. Все чаще, особенно после поездок в Италию, Чуйков соизмеряет свои работы с творчеством Александра Иванова. Он пишет ряд пейзажей, в которых эмоциональность, непосредственное переживание природы соединяются с трезвым анализом. Рационально строгая, почти классическая композиция— с тончайшей разработкой цвета. Никакой приблизительности, точный расчет зрелого мастера. По-новому мастерство Чуйкова раскрывается и в его детских портретах, и в таких композициях, как «Живая вода», «Цветы Киргизии». Народный художник СССР, лауреат Государственных премий, действительный член Академии художеств СССР, Чуйков активно выступает и как писатель по вопросам искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.