В. В. Верещагин (1842—1904)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В русской батальной живописи дольше, чем в каких-либо других жанрах, господствовали каноны академизма, сильнее сказывалось влияние реакционной, шовинистической идеологии самодержавия.
Произведения батального жанра по преимуществу прославляли «подвиги» царей и полководцев. Однако со временем демократические тенденции, утверждавшиеся в русском искусстве, определили новое направление батального жанра. Парадные красоты традиционных баталий стали вытесняться полотнами, выполненными очевидцами военных событий. Жизнь и нравы русской армии нашли отражение в произведениях П. Федотова и Т. Шевченко. Отметим и правдивые зарисовки, порывавшие с академическими канонами в изображении войны, которые делали Г. Гагарин, Ф. Геншельт и К. Филиппов. Но окончательно торжество реализма и демократических идей в русском батальном жанре ознаменовало творчество Василия Васильевича Верещагина, несомненно, самого оригинального русского баталиста XIX века.
Верещагин родился в городе Череповце, в дворянской семье. Родители готовили его к карьере военного моряка. Но, Окончив в Петербурге Морской кадетский корпус первым учеником, увлекшийся искусством юноша сразу вышел в отставку и поступил в Академию художеств. Здесь он стал заниматься у профессоров А. Маркова, Ф. Моллера и А. Бейдемана. Однако, разочаровавшись в академической системе преподавания, Верещагин вышел из Академии, не окончив курса.
В 1863 и 1865 годах молодой художник совершает поездки на Кавказ, наблюдает быт и нравы кавказских народностей, делает зарисовки («Духоборы на молитве», «Религиозная процессия в Шуше»). В промежутках между путешествиями Верещагин живет и учится в Париже, в студии Ж. Л. Жерома, а лето 1866 проводит в России, работая над картиной «Бурлаки», которая так и не была им завершена.
В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в то время шла война за присоединение Средней Азии к России. Художник не только наблюдает, но и участвует во многих боевых операциях русских войск. Его зарисовки и этюды составляют огромный натурный материал, который он использует для своей знаменитой серии «Туркестанских картин». Первое место в ней заняли картины, посвященные войне, ее жестокостям, ее жертвам. «Из Туркестана, — писал о Верещагине Стасов, — он воротился живописцем... войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе».
В серию «Туркестанских картин» вошли полотна: «Нападают врасплох» (1871), «Забытый» (1871), «Апофеоз войны» (1871—1872), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Высматривают» (1873), «Смертельно раненный» (1873). Горячий патриотизм Верещагина, его человечность, изображение неприкрашенной, нелицеприятной правды войны глубоко трогали демократически настроенных современников. Реакционеры и ретрограды травили художника. Он не раз признавался, что боится перспективы быть сосланным за свои убеждения.
Раздраженный враждебным отношением со стороны придворных кругов и реакционной военщины, Верещагин на время покинул Россию и отправился в 1874 году в Индию. У него возник замысел показать в цикле картин «историю заграбастания Индии англичанами». Художник привез из Индии много этюдов, среди них — «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Всадник-воин в Джейпуре», «Гробница святого Шейх-Селим-Шести». Однако творческие замыслы по созданию картин индийского цикла прервали события на Балканах. Болгаро-турецкая война, в которой Россия выступила на стороне Болгарии, стала средоточием всех интересов Верещагина. Отправившись на фронт, он хладнокровно работал под пулями, появляясь со своим складным стулом и альбомом в самых опасных местах. Результатом этого художнического и человеческого подвига была созданная в 1877—1881 годах новая серия картин: «Победители», «Побежденные», «Шипка-Шейново» («Скобелев под Шипкой»), «Перед атакой» («Под Плевной», триптих «На Шипке все спокойно!»). Картины этой серии не прославляли коронованных «главнокомандующих», а правдиво обличали их бездарность, показывая в то же время незаметное для «высших чинов» мужество русского солдата. Травля художника правящими кругами возобновилась с новой силой. Верещагин вновь был вынужден покинуть на время Россию.
В 1882—1883 годах он вторично посещает Индию, затем Сирию и Палестину. Художник работает над циклом из трех полотен, изображающих казнь у различных народов («Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь через повешение в России»).
По возвращении в Россию из путешествия по странам Ближнего Востока Верещагин задумывает серию картин «1812 год. Наполеон в России» (1887—1904). В интерпретации событий народно-освободительной войны художник остается верным своим принципам: он обличает иноземных захватчиков и утверждает роль народа как творца истории.
Последними путешествиями Верещагина были поездки в Америку, на Кубу и Филиппины. Он погиб во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск», подорванном вражеской миной.


При цитировании гиперссылка обязательна.