Ф. Таулов (1847—1906)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Норвежская литература второй половины прошлого века оказала заметное влияние на литературу других европейских стран. Изобразительное искусство Норвегии не имело такого широкого резонанса, но тем не менее и его достоинства и достижения общепризнанны. В. Стасов говорит о нем как об «одной из замечательнейших и самостоятельнейших школ искусства». Его расцвет, как и расцвет литературы, был в первую очередь связан с пробуждением национального самосознания, утверждением демократических принципов в искусстве. Прогрессивное направление в норвежской живописи этого времени возглавляли художники К. Крог, Э. Вереншелль и Ф. Таулов.
Творческая судьба Фрица (Йухана Фредерика) Таулова во многом характерна и для других художников его поколения. Он начинал профессиональное обучение в Копенгагене (1870— 1872), откуда перебрался в Германию, в Карлсруэ (1873—1874). Предшественники Таулова после обучения в Германии либо стремились найти применение своему таланту там, либо возвращались на родину, где их ждала трудная борьба за существование. Академия Карлсруэ ориентировала своих учеников на академизм и сентиментальный, мещанского толка реализм. Но наступала уже иная эпоха в развитии искусства, поэтому Фриц Таулов решил совершенствовать свое мастерство во Франции, в Париже. В эти годы на парижских выставках появляются картины импрессионистов. Молодой норвежский живописец с энтузиазмом воспринимает новую живопись, увлекается ее эмоциональностью, сложностью колористических задач.
По возвращении на родину он по-новому, более остро, более непосредственно, чем прежде, воспринимает красоту суровой скандинавской природы. Таулов не слепо следует изученным им парижским рецептам, а стремится самостоятельно, по-своему трактовать принципы импрессионистической живописи. Он каждый раз ищет особое настроение пейзажа, его внутреннюю мелодию. Самобытность искусства Таулова особенно очевидна при сопоставлении его работ с произведениями французских импрессионистов. Таулов более строг и сдержан в проявлении своих чувств, его красочная гамма менее интенсивна.
Художник писал городские пейзажи, но их у него, в отличие от французских живописцев, сравнительно немного. Да и то обычно это не шумные бульвары и улицы центра большого города, а тихие окраины маленьких, почти сельских по укладу жизни городков. Его главной темой была природа Норвегии. В произведениях Таулова мы видим небольшие горные речки, весело журчащие среди снегов («Горная речка», 1890-е годы), освещенные ярким солнечным светом, заснеженные улицы деревень, причудливую игру красок природы гор («Горный пейзаж в Норвегии», 18Э2). Художник больше всего любил писать зимние и осенние пейзажи, с их сложностью переходов цвета и особой, «влажной» воздушной атмосферой («Ноябрьский день»). Работы Таулова, как правило, очень просты, естественны по композиции. Непосредственность в диалоге с природой для него — самое первое условие творчества. Отсюда — подчеркивание безыскусственности мотива, известная фрагментарность. Вместе с тем Таулова можно назвать и романтиком. Мы всегда ощущаем взволнованность, приподнятость настроения художника, его любовное отношение к природе, стремление и зрителя заставить увидеть ее красоту. Это было очень важным в эпоху, когда многие еще не замечали ее своеобразия. Полотна Фрица Таулова способствовали формированию патриотических чувств норвежцев и, надо сказать, не в меньшей степени, чем открыто социальная живопись К. Крога. Талантливый мастер, Таулов постоянно развивался, не замыкаясь в кругу ранее найденных канонов.
Начиная с 1890 годов, можно отметить усложнение решаемых им колористических задач, усиление декоративности цвета. Художник внимательно следил за современным ему искусством и то, что отвечало характеру его дарования, стремился включить в свои собственные работы. Таулов достигает большого мастерства, хотя порой создается впечатление, что более всего он уделяет внимание вопросам формы. Постепенно меняется и эмоциональная тональность его произведений. Нередко они становятся загадочно мечтательными, ощущение радости общения с природой часто сменяется сумеречностью. В такой эволюции художника можно усмотреть влияние распространившихся тогда идей символизма.
Пейзажи Таулова считаются классикой норвежского изобразительного искусства. Норвежские музеи обладают большими коллекциями его работ. Есть произведения Таулова и в собраниях музеев других стран, в том числе и у нас (ГМИИ им. А. С. Пушкина.)


При цитировании гиперссылка обязательна.