А. Каналетто (1697—1768)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В течение нескольких веков Венеция славилась своей живописью. Этот крупный художественный центр Италии в XVIII веке оказался последним оазисом ренессансного искусства. Одним из самых замечательных мастеров Венеции этого периода был Антонио Джованни Канале, прозванный Каналетто.
Каналетто был местным уроженцем. Отец его, Бернардо Канале, будучи хорошим театральным декоратором, стал учителем своего сына. В возрасте двадцати двух лет Каналетто поехал в Рим. Там его особенно заинтересовали работы Паннини и художников из семьи Бабиенна. Перспективный пейзаж и перспективная система декораций, разработанные этими живописцами, оказали определенное влияние на формирование его собственного стиля, в целом сложившегося в традициях венецианской школы. Каналетто был подлинным поэтом Венеции. Он без устали писал ее лагуны и каналы, дома и палаццо, набережные с гуляющими людьми, гондолы, скользящие по зеленоватой воде. В картинах Каналетто масса любовно и тщательно выписанных деталей, и вместе с тем, они производят на редкость целостное впечатление. Композиция в его работах спокойна и уравновешенна. Каналетто не любил внешних эффектов, показной динамики, столь популярных у многих итальянских мастеров тех лет. Его полотна отличаются благородной простотой и сдержанностью, их хочется рассматривать долго, неторопливо. Смена планов, строго рассчитанная, как в искусстве декорации XVIII века, использование эффектов светотени для решения глубины пространства, скромные, но очень изысканные сочетания приглушенного зеленого, кирпично-красного, серо-розового цветов — все это подчинено у Каналетто одной задаче — созданию поэтического образа Венеции. При этом, несомненно, художника привлекали и жанровые мотивы. Фигурки в его пейзажах не просто стаффаж, мера масштаба изображения, они цесут определенную смысловую нагрузку, своим присутствием влияя на эмоциональное восприятие произведения. (Порой, по просьбе Каналетто, фигуры в его пейзажах писал другой знаменитый венецианский живописец той эпохи — Джованни Баттиста Тьеполо.).
Стиль Каналетто не претерпел решительных изменений, со временем он становился лишь артистичнее и тоньше.
Все произведения Каналетто — как бы вариации одной темы, они посвящены Венеции и составляют грандиозную сюиту, довольно ровную по своим художественным достоинствам. Такие полотна, как «Большой канал в Венеции», хранящееся во Флоренции в галерее Уффици, и «Площадь перед церковью Санти-Джованни э Паоло в Венеции» из собрания Дрезденской галереи, получившие широчайшую известность, отличаются более собирательным, обобщенным характером образа. Но и другие полотна не многим уступают им. Очень хорошие образцы творчества Антонио Каналетто имеют, в частности, и крупнейшие советские музеи. В ленинградском Эрмитаже хранятся два прекрасных пейзажа кисти мастера 1730-х годов: «Вид острова Мурано близ Венеции» и «Вид острова Сан-Микеле близ Мурано» и композиция «Прием французского посла в Венеции» (1740-е гг.). Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве обладает картиной Каналетто, относящейся к 1740-м годам — «Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем».
Каналетто любил Венецию и редко оставлял ее, только Лондон надолго привлек внимание художника. С небольшим перерывом лондонский период его творческой деятельности продолжался с 1746 по 1755 год, то есть почти целое десятилетие. Для передачи световоздушной атмосферы Англии талантливый мастер вносит некоторые коррективы в свою живописную манеру. Он почти избегает светотеневых эффектов, которые прежде любил. Колорит его произведений, сдержанный и приглушенный, передает особенный «нрав» британской столицы.
Работы Каналетто охотно покупали английские меценаты. Его полотна изучали многие английские пейзажисты. Каналетто был избран членом английской Королевской Академии художеств. Каналетто увлекался и графикой. Его графические работы выпускались отдельными альбомами. Художник достиг выдающихся успехов в офорте. (Лучшие свои офорты с видами Венеции он исполнил в первой половине 1740-х годов.)
В своих живописных и графических произведениях Каналетто создал новый тип городского пейзажа, в котором почти топографическая точность передачи натурного мотива сочеталась с поэтичностью художественного восприятия. Лучшим из последователей Каналетто следует считать его ученика и племянника Бернардо Белотто, также прозванного Каналетто, работавшего в Дрездене и Варшаве.


При цитировании гиперссылка обязательна.