К. В. Лебедев (1852—1916)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


О детстве, отрочестве и юности Клавдия Васильевича Лебедева сохранились крайне скудные сведения. Известно, что он родился в семье крестьянина, живописца церковных орнаментов. В начале 1870-х годов ему удалось попасть в Строгановское училище, но вскоре он перешел в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и завершил художественное образование.
В годы пребывания в Училище Лебедев, по словам М. В. Нестерова, принадлежал к «стае гнезда Перова». Вероятно, именно в ту же пору он сблизился и с В. Е. Маковским. Дружеские отношения с этим выдающимся художником Лебедев поддерживал до последних дней жизни. Товарищами Лебедева были также И. И. Левитан, Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, К. А. Коровин и другие.
Лебедев пришел в Училище в годы, когда в русском искусстве ощущался сильный интерес к историческому жанру. Историческим жанром увлекались также многие писатели, композиторы, художники. Даже учитель Лебедева В. Перов, убежденный поклонник тем из современной жизни, с огромным воодушевлением работал над историческими сюжетами. Историческим жанром увлекся и Лебедев.
Еще во время пребывания в Училище Лебедев пишет картину «Выход боярышни из церкви». За эту картину он получает Большую серебряную медаль.
В 1884 году на XII выставке передвижников появляется полотно Лебедева, обратившее на себя всеобщее внимание, — «Боярская свадьба». Самым интересным и привлекательным в этом произведении, как справедливо отмечал В. В. Стасов, были «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные».
После «Боярской свадьбы» художник исполнил большое количество картин и рисунков, посвященных боярской Руси. Они отличались точностью в изображении историко-бытовой обстановки, зло высмеивали раболепие, невежество, интриганство, сытое безделье бояр, грубый произвол приказных, жадность духовенства («Угощение шута», 1892; «Дурка», 1892; «Поп и дьяк на торгу», 1880; «В Московском приказе XVII века», 1898; «К боярину с изветом», 1903).
В ряде произведений Лебедев обращался к драматическим событиям русской истории. Одними из лучших его исторических произведений были картины «Уничтожение новгородского веча» (1891) и «Полонянки» (1894).
Лебедев проявил себя как талантливый художник и в области современного жанра. Известен его рисунок 1877 года к стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». В 1883—1884 годах он работал над иллюстрациями к некоторым рассказам из «Записок охотника» И. С. Тургенева. Выступал Лебедев и как иллюстратор произведений А. С. Пушкина, А. К. Толстого, а также других писателей.
Скромный, но искренний поборник правды в искусстве, Лебедев, создавая картины на современные темы, ярко рисовал типичные сцены городского, и деревенского быта, образно рассказывал о том, как губительно действует капиталистический город на старый деревенский уклад жизни («К сыну», 1894; «На родине», 1897).
С 1890 года Лебедев стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1894 году его пригласили работать в Петербург, где он получил должность профессора в натурном классе Высшего художественного училища при Академии художеств. За картину «Смерть царя Федора Алексеевича» Лебедева избрали в академики, но через год он неожиданно для многих бросил Академию и, покинув Петербург, навсегда поселился в Москве.
Лебедев был тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок. Он не только экспонировал на выставках передвижников свои картины, был членом Товарищества, но одно время являлся даже официальным представителем в Москве.
В последние годы Лебедев изучал древние архитектурные памятники, много занимался в Оружейной палате. Им было написано несколько картин для воспроизведения в роскошном издании Н. Кутепова «Царская охота на Руси», в котором принимали участие также И. Е. Репин, В. А. Серов, А. П. Рябушкин.


При цитировании гиперссылка обязательна.