Т. А. Маврина (Род. 1902 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Популярность Татьяны Алексеевны Мавриной как замечательного художника сказки очень велика. Однако, как это часто случается, круг ее творческих интересов гораздо шире сложившихся о мастере представлений. Маврина прошла сложный и интересный путь, прежде чем ее графические вариации на темы сказок и русского народного искусства принесли художнице известность. Детство Мавриной прошло на Волге, в Нижнем Новгороде. Ее отец был учителем, человеком передовых взглядов. После революции семья несколько раз меняла место жительства, пока, наконец, в 1921 году не обосновалась окончательно в Москве. Осенью того же года Татьяна Алексеевна пришла на подготовительное отделение Вхутемаса. Среди учителей Мавриной были художники различных воззрений на искусство живописи: Н. Крымов, Н. Синезубов, Р. Фальк, Г. Федоров. Немалое влияние имело на нее и знакомство в московских музеях с картинами современных французских мастеров, и сама атмосфера жизни Вхутемаса-Вхутеина, атмосфера споров и поисков.
В последний год пребывания в стенах института (1928) Маврина показала свои работы на выставке объединения молодежи «Рост». В этот период выступает она и на выставках группы графиков «13», где в числе других экспонировались произведения ее будущего мужа — замечательного графика Н. Кузьмина. Общение с мастерами из этого объединения заставило Маврину по-новому отнестись к своей живописи, поставило перед ней новые задачи. Ее произведения становятся более эмоциональными, жизнерадостными. Мавриной оказалась близка легкость и артистичность акварели.
В 1930-е годы художница начинает регулярно работать над книжными иллюстрациями. Она создает легкие, живые, полные движения рисунки пером и тушью к произведениям А. Франса, Э. Золя, О. Бальзака, Э.-Т.-А. Гофмана. Акварелью и гуашью она пишет пейзажи, острохарактерные портреты («Художница Сафронова с дочерью», 1940; «Н. С. Ашукин и В. А. Милашевский за столом», 1938).
Новое в творчестве Мавриной связано с периодом Великой Отечественной войны. Художница жила в Загорске. Ей казалось невероятным, что великолепные архитектурные памятники и живопись прошлых эпох могут исчезнуть по прихоти современных варваров. В эти грозные дни художница впервые, как личное дело, осознала связь и преемственность поколений в развитии культуры, свою ответственность за все это богатство. По памяти писала она архитектурные пейзажи Москвы.
Послевоенные годы показали, что интерес к национальной культуре не был временным, проходящим. Маврина начинает свои поездки по старым русским городам, в результате которых возникают своеобразные графические серии. Она побывала в городах Вологодской области, на Верхней Волге, в Новгороде, Владимире, Касимове на Оке, Суздале, в старых подмосковных городах. Ее серии состоят не только из архитектурных зарисовок, это и выразительные пейзажи, а порой и любопытные жизненные сценки. Постепенно Маврина оказалась втянутой в иной художественный мир, у ее искусства появились иные традиции. Одной из первых в этот период она обращается к наследию русской иконописи и затем народного декоративного творчества.
В послевоенные годы важным делом художницы становится иллюстрирование сказок, которое давало ей возможность органически претворить свои новые впечатления и знания. Сначала ее иллюстрации носили характер станковой серии, но вскоре пришло и осознание законов построения книги. В сказочных циклах Мавриной привлекают темперамент художницы, ее фантазия, жизнерадостность («Русские народные сказки», 1961; «Выбирай коня любого», 1964, и др.). Она отвергает стилизацию, произведения народного искусства дают лишь толчок ее фантазии («Сказочные звери», 1965). Свое понимание законов народного искусства она проявила и в театре, оформляя постановку «Комедии о Фроле Скобееве» Д. Аверкиева (1960).
Великолепны и пейзажи Мавриной, исполненные в 1950-е и в 1960-е годы. В них ярко, красочно запечатлены сценки современной жизни старых русских городов.


При цитировании гиперссылка обязательна.