А. К. Саврасов (1830—1897)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Есть у Владимира Маковского картина, изображающая бесприютных бедняков, которые, стоя на морозе, выжидают, когда освободится для них место в ночлежке. В центре этой картины поражает своей выразительностью фигура замерзающего старика, дающего прикурить какому-то оборванцу. Под мышкой у старика папка, на голове видавшая виды шляпа, лицо благородное, интеллигентное. Он бледен, нос его покраснел, закоченевшие голые ноги выглядывают из растоптанных ботинок. Старик этот не кто иной, как Алексей Кондратьевич Саврасов, проведший последние годы жизни в нищете, одиночестве, скитаясь по трущобам. Алкоголизм — тяжкий недуг, которым страдали в царской России многие талантливые люди, привел Саврасова в отделение для бедных 2-й Градской московской больницы, где он и умер.
Таков был финал биографии Саврасова — художника исключительно тонкого лирического дарования.
Саврасов родился в Москве, в семье мелкого торговца. Стремление юноши посвятить себя искусству привело к столкновению с отцом. Саврасов вынужден был переселиться из родительского дома к художнику А. Зыкову и начал посещать Московское училище живописи и ваяния. Его учителем и воспитателем стал К. Рабус — человек глубоко гуманный и высоко образованный. Позднее, после смерти Рабуса, Саврасов явился его преемником на должности педагога и руководителя пейзажного класса.
В творческой биографии Саврасова многое до сих пор остается неясным. Есть периоды, от которых до нас не дошло ни одной или почти, ни одной работы.
Первым крупным произведением Саврасова была картина «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851), в которой молодой художник благодаря своей зоркости сумел придать романтически трактованному образу природы большую жизненную убедительность.
Известно, что в 1849, еще, будучи воспитанником Училища, а затем в 1852 годах Саврасов совершил путешествие на юг России. Несколько работ, привезенных им из второй поездки, были экспонированы на выставке 1853 года в Училище живописи и ваяния. Саврасова заметили. «Пейзажи г. Саврасова «Две степи» и «Вид Киева», — писал в журнале «Москвитянин» скульптор Н. Рамазанов,— дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу... Самобытность его (Саврасова — М. О.) таланта несомненна, да и можно надеяться, что он не впадет ни в какие подражания, столь недостойные прямого дарования».
Каждое новое произведение Саврасова было шагом вперед по пути правдивого изображения природы. Уже картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854) свидетельствовала, что художник ищет красоту и поэзию в обыденных, повседневных мотивах. Полотна «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859) и «Сельский вид» (1867) завершили первый период творчества Саврасова — период поисков своего самобытного языка.
К концу 60-х годов Саврасов вырос в зрелого мастера, глубоко национальные творения которого не уступали по своим художественным достоинствам лучшим образцам европейской пейзажной живописи. Наиболее значительное его произведение этой поры — картина «Лосиный остров» (1869). Позднее, побывав на Волге, Саврасов создает такие замечательные пейзажи, как «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871). Эпические и в то же время интимные, эти пейзажи, воспевающие величие и могущество русской природы, по духу своему близки гражданской лирике русских поэтов-демократов, в частности, поэзии Н. А. Некрасова.
В 1871 году на 1-й Передвижной выставке Саврасов показал свое подлинно классическое произведение «Грачи прилетели», написанное на основе этюдов, сделанных в селе Молвитино, Костромской губернии. Уже современники отмечали удивительную красоту и высокую одухотворенность этой картины. Вот что писал о ней И. Левитан: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане грачи,— и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».
Семидесятые годы были годами расцвета творчества Саврасова. В этот период, помимо названных картин, художник создает такие превосходные пейзажи, как «Дорога в лесу» (1871), «Проселок» (1873), «Радуга» (1875) и многие другие.
Саврасов явился основоположником русской демократической пейзажной живописи. Лучшие творения этого замечательного художника оказали большое, плодотворное воздействие на последующих пейзажистов.
Будучи членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, Саврасов активно участвовал в деятельности этого объединения, разделяя взгляды передвижников на задачи и цели искусства.
С 1857 по 1882 год Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния. Своим ученикам, в числе которых были И. Левитан и С. Светославский, он прививал страстную любовь к родной природе. «Чувствуйте и изучайте», — говорил он им.
Начиная с 80-х годов жизнь Саврасова, по выражению Левитана, «была беспросветна и трагична». Измученный тяжелым недугом, он лишь в отдельных пейзажах поднимался до уровня своего прежнего таланта.


При цитировании гиперссылка обязательна.