И. А. Шпинель (Род. 1892 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Иосиф Аронович Шпинель получил широкую известность как художник кино. Фильмы, в создании которых он принимал самое активное участие, демонстрировались не только в Советском Союзе, но и во многих других странах мира.
Воспитанник отделения архитектуры Киевского художественного училища, Шпинель начал работать как художник уже после революции. Будучи еще на военной службе, он оформил в Черкассах для театра им. Франко «Гайдамаков» Т. Шевченко и несколько других спектаклей.
В 1921 году, демобилизовавшись, Шпинель отправился в Москву и поступил во Вхутемас на архитектурный факультет, а через полгода перешел на графический. Там он занимался офортом у И. И. Нивинского и литографией у В. Д. Фалилеева, но основным для него была гравюра на дереве, которую он изучал под руководством В. А. Фаворского. Во время учебы Шпинель довольно много работал в гравюре. Им были выполнены эстампы «Тысяча девятьсот пятый год» (совместно с Аксельродом), заставка, концовка и обложка книги А. Эфроса «Господин Вержере у Старицына» (1926), портрет А. Эфроса и другие.
В качестве дипломной работы Шпинель сделал иллюстрации к книге Безыменского «Шахматы». Основным для себя художник в то время считал именно ксилографию. Однако случилось так, что вскоре Шпинель на многие годы связал свою жизнь с искусством кино.
С 1927 года Шпинель начал работать на Одесской киностудии. Одесский период был для него очень плодотворным.
Он участвовал в создании фильма «Арсенал» А. Довженко (1929), который явился эпохальным в советском кинематографе. Тогда же им были оформлены кинокартины «Сквозь слезы» по Шолом-Алейхему (1927), «Ночной извозчик» (1929), «Человек из местечка» (1930). В Одессе и Киеве Шпинель оформил несколько драматических спектаклей.
Значение работы Шпинеля для советской кинематографии трудно переоценить. Это был один из первых художников, принесших сюда настоящее мастерство и культуру изобразительного искусства. Он работал с крупнейшими режиссерами, чья деятельность утверждала мировую славу советского кино. Это были А. Довженко, С. Эйзенштейн, М. Ромм. Шпинель принимал участие в создании художественных фильмов: «Петербургская ночь» (1932), «Пышка» (1933), «Зори Парижа» (1933—1934), «Семья Оппенгейм» (1934), «Гаврош» (1934), «Александр Невский» (1938), «Машенька» (1941), «Первопечатник Федоров» (1941), «Иван Грозный» (первая серия, 1943— 1944) и ряд других.
Интенсивная работа Шпинеля в кино продолжалась и в последующие годы. «Иван Грозный» (вторая серия, 1945), «Вольница» (1955), трилогия А. Толстого: «Сестры», «1918 год» и «Хмурое утро» (1958-1959), «Суд сумасшедших» (1961), «Аппассионата» (1963), «Год как жизнь» (1966)—таков далеко не полный перечень фильмов, оформленных Шпинелем.
Еще во время Великой Отечественной войны Шпинель начал работать в области живописного портрета. Он стал писать портреты людей, чем-то заинтересовавших его. Тонко чувствуя цвет и форму, художник решал в них разнообразные задачи живописной и пластической выразительности.
Наряду с работой на киностудиях Шпинель в течение многих лет занимался педагогической деятельностью во Всесоюзном институте кинематографии.


При цитировании гиперссылка обязательна.