В. Кальф (1622—1693)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В 1609 году упорная кровопролитная борьба против испанского ига, которую вели Северные Нидерланды, завершилась перемирием. Северные Нидерланды с этого времени стали именоваться Республикой Соединенных Провинций, или Голландией. Голландия была первой в феодальной Европе страной, где буржуазная революция увенчалась победой.
Уничтожение феодально сословных отношений и отказ от религиозной нетерпимости благоприятствовали укоренению в голландской живописи прогрессивных тенденций. Можно смело сказать, что ни в одной стране до того времени живопись не переживала такого быстрого и интенсивного подъема, не имела такого распространения, такой популярности. Никогда еще реальная действительность в многообразных своих проявлениях не занимала такого места в творчестве художников.
Обращение к реальной действительности невиданно расширило идейные и художественные возможности голландской живописи, способствовало ее жанровому и тематическому обогащению. Большое значение в голландской живописи XVII века приобрел натюрморт — жанр, посвященный изображению неодушевленных предметов. Если ранее в европейском искусстве самостоятельные натюрморты были крайне редки, то в искусстве Голландии натюрморт выделился в особый жанр. Одним из виднейших представителей этого рода живописи был голландский художник Виллем Кальф.
О Кальфе сохранилось очень мало чисто биографических сведений. Дебатируется даже дата рождения художника. Одни считают, что он родился, вероятно, в 1619 году, но в настоящее время большинство историков голландского искусства утверждают, что датой его рождения следует признать 1622 год. Должно быть, Кальф происходил не из Амстердама, как полагали раньше, а из Роттердама, там учился и начал работать. Во всяком случае, в его ранних произведениях весьма явно ощущается родство с натюрмортами роттердамца Ф. Рейкгальса. С полной уверенностью можно лишь утверждать, что с 1653 года Кальф почти безвыездно жил в Амстердаме. О нем сохранились воспоминания как об очень образованном и обаятельном человеке. Он прекрасно знал старое нидерландское искусство, и торговцы картин часто приглашали его как эксперта.
Натюрморты Кальфа можно разделить на две группы. Первые из них (обычно «завтраки») изображают простые, обыденные предметы и выдержаны в монохромной серовато-коричневой гамме. С конца 40-х — начала 50-х годов, по мере роста материальной культуры, усиления идеологической роли наиболее зажиточной части буржуазии комплекс предметов, изображаемых в натюрмортах Кальфа, становится богаче, наряднее. Обычно это ковры, бокалы из хрусталя, драгоценные кубки из перламутровых раковин и чеканного серебра, южные фрукты. Одни предметы художник выделяет светом, а другие скрывает в полумраке. Неподражаемой виртуозности достигает он в передаче материала и поверхности предметов. Великолепные образцы работ Кальфа имеются в Эрмитаже («Натюрморт») и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина («Натюрморт с кубком из перламутровой раковины»).
Его натюрморты приобретали не только дворяне и представители крупной буржуазии, но и небогатые бюргеры. Ныне очень высоко ценимые, натюрморты Кальфа приобретались буквально за несколько гульденов. Работая на рыночный спрос, Кальф в конце своей жизни начал повторяться. Его искусство, как и искусство, весьма многочисленных его подражателей, стало холодным. Но многие работы Кальфа относятся к лучшему, что создано в области голландского натюрморта.


При цитировании гиперссылка обязательна.