Ф. Клуэ (ок. 1510—1572)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


В XVI веке во Франции широкого развития достигло искусство портрета. В области живописи в этом жанре главное место принадлежало портрету придворному. Видным художником этого времени был живописец Жан Клуэ (ок. 1485—1541). Но значительно более крупным мастером стал его сын и преемник — Франсуа Клуэ.
Франсуа Клуэ родился в городе Туре. Согласно традиции, установившейся в ремесленной среде, он наследовал профессию отца, а вместе с ней его должности — придворного художника и камердинера короля. С 1559 года Франсуа Клуэ был назначен комиссаром Шатле, а с 1559 года стал руководить монетным двором. Будучи крупным сановником, он в то же время владел художественной мастерской, вел торговлю картинами.
Наиболее значительно свою творческую индивидуальность Клуэ проявил в карандашном портрете.
Основателем школы карандашного портрета во Франции XVI века был отец Клуэ. В середине и второй половине XVI века портреты, исполненные итальянским карандашом и подцвеченные сангиной и сухими пастельными красками, получили широкое распространение.
Клуэ уже в 40-х—50-х годах XVI века выступил как вполне зрелый художник-портретист, работы которого отличались большой психологической глубиной, строгим, сдержанным изяществом (портреты Жанны д'Альбере, ок. 1540; Дианы де Пуатье, ок. 1550; Франциска I, ок. 1553 и др.).
Творчество Клуэ 60-х годов представляет классический период в истории карандашного портрета.
Одним из лучших образцов карандашного портрета этого периода служит портрет Карла IX* (1566), ныне хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа в Ленинграде. Мастер тонкой и тщательной фиксации человеческих характеров, Клуэ сумел передать в облике молодого человека черты безволия и нерешительности. Именно Карл IX через два-три года после заключенного им мира с гугенотами, по наущению Екатерины Медичи и Гизов, дал согласие на кровавую резню в Варфоломеевскую ночь.
Большим вкладом во французскую живопись XVI века были портреты Клуэ, выполненные маслом. Высшим достижением в этой области следует признать погрудный портрет Елизаветы Австрийской (1571) — семнадцатилетней королевы, жены Карла IX.
В 1562 году он создает живописный портрет ученого Пьера Кюта. Этот портрет проникнут духом уважения к достоинству человека.
Клуэ приходилось писать мифологические и бытовые картины, выполнять обязанности режиссера торжественных королевских выездов, проектировать триумфальные арки и т. д.
Крупнейшие гуманисты и поэты Франции любили Клуэ за его яркий, самобытный талант и разносторонние познания. Не случайно великий поэт Ронсар посвятил ему элегию.
Официальный художник четырех французских королей, Клуэ умер в расцвете своих творческих сил. Его традиции нашли продолжателей и в эпоху Просвещения и в XIX веке в лице Латура, Давида и Энгра. И все же ни один из этих мастеров не смог достичь такой широты и тонкости характеристик портретируемых, как Франсуа Клуэ.


При цитировании гиперссылка обязательна.