С. В. Кольцов (1892—1951)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


«У него свое лицо. У него свой выбор, у него свой путь. Он может вам нравиться или нет, но вы никогда не скажете, что перед вами не предстала некоторая художественная личность», — так писал в 1931 году в предисловии к каталогу выставки работ Сергея Васильевича Кольцова А. В. Луначарский. И эта характеристика по-своему очень точна. По масштабу дарования Кольцов не уступает таким крупнейшим скульпторам советской эпохи, как В. Мухина, Б. Королев, И. Шадр. В творчестве его отразились процессы, в целом типичные для развития нашей скульптуры. Но при всем этом мы всегда ощущаем и неповторимость, своеобразие художественного мира мастера.
Сергей Васильевич Кольцов с отличием окончил Строгановское училище в 1915 году. Молодой скульптор сразу же начал экспонировать свои работы на выставках. Причем не только скульптуру, но порой и живопись. Как и для многих его сверстников, настоящим испытанием творческой зрелости стало для него участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. Вместе с С. Алешиным и А. Гюрджаном он спроектировал памятник Карлу Марксу для Москвы. По замыслу авторов, гранитный постамент был задуман как многофигурный рельеф, над которым должен был возвышаться отлитый из бронзы портрет Маркса. На закладке памятника, на площади Свердлова с речью выступил Владимир Ильич Ленин. Работа над памятником затянулась, и он не был установлен. Положительно оценивала критика тех лет и не дошедшую до нас статую для памятника вождю крестьянского восстания И. Болотникову.
В 1920-е годы Кольцов в числе немногих других скульпторов входил в скульптурную секцию АХРР, хотя и не разделял полностью творческих установок этого объединения.
Для Кольцова характерен острый интерес к темам современности. При этом в лучших своих произведениях скульптор стремился сочетать верность традиционной форме с поисками современных решений, психологизм — с художественным обобщением широкого звучания. Среди наиболее удачных его работ «Голова старика» (1923), конная фигура для памятника М. В. Фрунзе (1927), «Комсомолец» (1931), «Зеленый бандит» (1931) и другие. В творчестве Кольцова в разные периоды можно отметить и его тяготение к решениям монументально-декоративного плана. Композиции его обычно отличаются законченностью, ясностью замысла.
Особое место в творческой биографии скульптора занимает его командировка по заданию Наркомпроса РСФСР в Париж, где он прожил с 1928 по 1930 год. Парижские работы Кольцова имели наибольший общественный резонанс. В них он выступил как мастер острых социальных характеристик. Кольцов увидел не литературный Париж и не Париж туристских проспектов. Его Париж — город социальных контрастов. В его живописных и графических композициях подмечено много характерного в жизни Парижа в годы великого экономического кризиса. Это очень динамичные, экспрессивные работы. Парижские впечатления отразились и в его скульптуре. Среди лучших его скульптур — «Рука рабочего» (1931) — своего рода портрет, портрет руки, деформированной и ожесточенной непосильным трудом.


При цитировании гиперссылка обязательна.