В. Н. Лазарев (Род. 1897 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1972 г.
OCR Artvek.Ru


Крупнейший исследователь византийского, древнерусского и итальянского искусства эпохи Возрождения, превосходный педагог, умелый и энергичный организатор, В. Н. Лазарев по праву считается одним из основоположников советского искусствознания.
Виктор Никитич Лазарев родился в Москве в семье архитектора. Под влиянием отца он очень рано начал интересоваться искусством. В 1920 году, после окончания Московского университета, Лазарев поступил в аспирантуру Института археологии и искусствознания, где посвятил свои занятия изучению искусства Италии, Византии и Древней Руси, Его диссертация «Происхождение портрета в итальянском искусстве» свидетельствовала о способностях автора к вдумчивому анализу и глубокому обобщению, о его умении раскрыть социальные предпосылки формирования художественных явлений.
Многие годы своей жизни отдал Лазарев Московскому университету, где он ныне заведует кафедрой истории зарубежного искусства. Своим учителем считают Лазарева многие выпускники Московского художественного института, в котором он возглавлял кафедру истории искусства.
Немало сил и энергии отдано Лазаревым музейному делу. Еще, будучи студентом, он работал сотрудником отдела музеев и охраны памятников искусства и старины, а с 1926 по 1936 год был хранителем, заведующим картинной галереей и научным руководителем Государственного музея изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). В этот период Лазарев, изучая живопись западных мастеров, произвел научную атрибуцию ряда картин, а также написал работы о художниках Джузеппе Мария Креспи, Яне Вермеере Дельфтском, Франческо и Джанантонио Гварди, Рубенсе, Леонардо да Винчи, братьях Ленен, Тициане. Много новых и тонких наблюдений содержит его книга «Портрет в европейском искусстве XVII века» (1937).
В 1943 году Лазарев был избран членом-корреспондентом Академии наук и вскоре вместе с академиком И. Э. Грабарем принял активное участие в создании Института истории искусств АН СССР, где с 1945 по 1960 год возглавлял сектор живописи и скульптуры. Работая в Институте истории искусств, Лазарев явился одним из инициаторов издания многотомной «Истории русского искусства».
В 1947 году вышла книга Лазарева «Искусство Новгорода». За ней последовали три тома академической «Истории русского искусства», в котором им были написаны разделы по древнерусскому изобразительному искусству XI—XV веков (вышли в свет в 1953—1955 гг.). Позже этот труд пополнился монографиями о Феофане Греке, Андрее Рублеве, исследованиями о фресках Старой Ладоги, мозаиках Софии Киевской и Михайловских мозаиках, альбомом «Новгородская иконопись» и, наконец, сборником «Русская средневековая живопись», выпущенным издательством «Наука» в 1970 году.
Многолетняя работа Лазарева в области изучения византийского искусства суммирована в его фундаментальной «Истории византийской живописи» (1947—1948). Этот труд является наиболее полным из числа всех исторических обзоров, посвященных этой теме.
Исключительный интерес представляет исследование Лазарева «Происхождение итальянского Возрождения» (1956— 1959). В вопросах художественной культуры Возрождения Лазарев — крупнейший авторитет.
Книги и многочисленные статьи Лазарева переиздаются за рубежом. Лазарев — вице-президент международной ассоциации византиистов, член Британской Академии, Сербской Академии наук, Венецианского института наук, литературы и искусств, Флорентийской и Сицилийской Академий искусств. Ученый ведет большую общественную работу как вице-президент общества «Италия—СССР».


При цитировании гиперссылка обязательна.